Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»


«Богатырь» — тип бронепалубных крейсеров Российского императорского флота начала XX века. В российском флоте классифицировались как крейсера 1-го ранга. Проект разработан немецкой компанией «Вулкан», которая построила головной крейсер — «Богатырь». Ещё три крейсера были построены в России силами отечественной промышленности — «Олег», «Кагул», «Очаков». Кроме того, строился крейсер «Витязь», но был уничтожен пожаром во время строительства.

Во второй половине 1890-х годов произошла постепенная переориентация активности российской внешней политики на Дальний Восток. При этом резко возрастала вероятность столкновения с Японией, которая также проводила активную и агрессивную политику в этом регионе. В связи с этой опасностью возникла необходимость создания мощного флота на Тихом океане, превосходящего по силе японский[2].

27 декабря 1897 года состоялось особое совещание руководства российского флота под председательством генерала-адмирала. В свете новых тенденций совещание рекомендовало сосредоточить в Тихом океане к 1903 году 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров по 5000-6000 тонн водоизмещения и 10 бронепалубных крейсеров по 2000—2500 тонн[2]. «Крейсера — дальние разведчики при эскадре» должны были не только вести разведку, но и участвовать в эскадренном сражении, а также самостоятельно действовать на коммуникациях[3].

20 февраля 1898 года Николай II утвердил особую кораблестроительную программу «Для нужд Дальнего Востока». В числе прочих кораблей, и с учётом кораблестроительной программы 1895 года, предполагалось построить 6 крейсеров водоизмещением 5000-6000 тонн. Сразу после этого управляющий Морским министерством П. П. Тыртов поручил Морскому техническому комитету (МТК) разработать задание на проектирование новых кораблей[4].

Разрабатывая требования к дальнему разведчику специалисты МТК стремились получить крейсер, более сильный и быстроходный, чем аналогичные крейсера японского и британского флотов[4]. В качестве наиболее серьёзного и вероятного противника рассматривались японские бронепалубные крейсера типа «Касаги». Проект этих крейсеров разрабатывался на основе крейсера «Такасаго», построенного для японского флота британской компанией «Армстронг». «Касаги» и его систершип «Читосэ» строились в США, имела нормальное водоизмещение 4760—4900 тонн (полное приближалось к 6000 тонн), скорость 22,5 узла и вооружались двумя 203-мм орудиями в оконечностях и десятью 120-мм орудиями в бортовых установках[5]. Данные корабли считались наиболее боеспособными бронепалубными крейсерами японского флота и русский проект должен был их превзойти.