Брянская верфь


Начало казённому судостроению в Брянске положил указ Петра I от 1696 года, согласно которому гетману И. С. Мазепе поручалось организовать строительство стругов под руководством думного дворянина С. П. Неплюева, для участия в Азовском походе русских войск[1]. В Брянск прибыли семь запорожских мастеров-судостроителей, в том числе Василий Богуш и М. Романович. К весне того же года было изготовлено 42 струга больших размеров (по 21,34 м), 46 стругов малых (13,87 — 10,67 м) и 45 лодок однодеревных. На них по реке Десне сплавляли к Киеву хлебные запасы, полковые и верховые пушки[2].

В 1697 году к «стругову» делу в Брянске был назначен стольник Семён Фёдоров сын Грибоедов. В это время на верфи работали мастера-судостроители И. Ренс, Е. Хартоха, парусные мастера В. Бенн и К. Крестьян. К маю 1697 года на Брянской верфи изготовили около 200 стругов. Все они предназначались для доставки грузов и снабжения боевого флота. В том же году на верфи стали строить первые галеры[2]. Русский поэт А.С. Пушкин в своих материалах «История Петра. Подготовительные тексты. 1695-1698» писал: «Сверх воронежской Пётр устроил другую верфь в Брянске на реке Десне, на коей строились галеры»[3].

С 1698 года в Брянске началось строительство «морских стругов» по образцу построенного струга на Преображенской верфи в 1696 году, но больших размеров. К маю на верфи было построено 345 судов, из них 179 морских, а также 52 лодки и один бот[2]. Суда, построенные в Брянске в 1696-1698 годах, в боевых действиях не участвовали. С заключением Константинопольского договора 1700 года Днепровская (Брянская) флотилия фактически прекратила своё существование и строительство судов в Брянске прекратилось[4][5][6].

В 1724 году по указу Петра I было «велено во Брянску изготовить лесов на 2 больших и на 3 меньших прамов, також де на 3 остродонных и на 4 плоскодонных галер и для того из Адмиралтейской коллегии посланы мастеровые люди, а в 726-м году указом подтверджено, чтоб те суды конечно были зделаны, кои и стоятцца». Работами руководил унтер-лейтенант Пётр Кашкин[2]. Строительство галер по чертежу кораблестроителя Федосея Скляева вёл галерный мастер Мокей Черкасов[7][8]. Его помощником был галерный подмастерье Андрей Алатчанинов, который в 1726 году осматривал и освидетельствовал леса для строительства судов на Брянской верфи[9].

После смерти Петра, Верховный тайный совет остановил в Брянске строительство судов[10]. 23 июня 1729 года последовал дополнительный указ о консервации строительства и сохранении корабельных материалов[2].