Георгий Пахимер


Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью. Писал в крайне тяжелый для Византии и эллинизма период, который нашёл отражение в ряде работ летописца: вся некогда богатейшая малоазийская половина империи, которую сам автор называет «второй Палестиной» погрузилась в хаос и безвластие под ударами турок и туркмен. Родной город Пахимера с 1265 года фактически находился под угрозой постоянной осады, а большинство егo жителей бежало в Константинополь.

Основным источником нашей информации о жизни Пахимера является стихотворный эпитафий, состоящий из 100 стихов его ученика Мануила Фила[1].

Пахимер родился в Никее в 1242 году в семье беженцев из Константинополя. После взятия города крестоносцами Никея стала столицей нового государства византийцев. После того как греки отвоевали свою средневековую столицу у латинян в 1261 г., Пахимер переехал в Константинополь и продолжил свою учёбу у Георгия Акрополита.

Пахимер был рукоположен во диакона, но благодаря своему исключительному классическому образованию и будучи противником унии с Римско-католической церковью быстро занял высокие церковные и светские должности протекдика (греч. πρωτέκδικος) и дикеофилака (греч. δικαιοφύλαξ — блюститель церковного права). С 1275 года Пахимер преподавал в Вселенском Училище Константинополя толкование Нового Завета и Патрологию, философию Аристотеля.

Как писатель Пахимер представлял высокий уровень усвоения классических оригиналов, существовавших в его эпоху. Самым значительным его трудом был исторический труд «Исторические Записки» (греч. Xρονική Συγγραφή). Этот исторический труд Пахимера является продолжением одноимённого труда Георгия Акрополита и относится к периоду 1255—1308 годов, то есть к периоду царствования двух первых императоров династии Палеологов Михаила VIII и Андроника II. Работа делится на 13 книг — 6 посвящены Михаилу и 7 Андронику.

Пахимер заявляет, что основная цель его повествования — это правда[2]. Следуя этому основному принципу, Пахимер описывает события, свидетелем многих из которых был он сам, но при этом старается сохранить объективность[3].