Германия (серия марок)


«Герма́ния» (нем. Germania) — филателистическое название широко известной серии стандартных почтовых марок Германской империи с изображением аллегорического женского образа Германии, выпускавшейся с некоторыми изменениями в 18991920 годах и использовавшейся до 1922 года.

Почтовая марка «Германия» представляет собой изображение легендарной девы-воительницы Валькирии, увенчанной императорской короной, в металлическом корсете, а также с мечом в правой руке. Её полупрофиль обрамляет растительный орнамент. В верхних углах каждой марки цифры номинала, нижнюю часть марки занимает надпись «Reichspost»Имперская почта»), позднее — «Deutsches Reich» («Германская империя»). Всего была выпущена 61 разновидность марок этой серии номиналами от 2 пфеннигов до 10 немецких марок. Водяной знак (с 1902 года) — ромбы.

Название серии марок — «Germania» — происходит от латинского экзонима, обозначавшего у древних римлян географическую область на восточном берегу Рейна, позднее объединённую с находившимися под римским контролем территориями на западном берегу этой реки. Вероятное первоначальное значение слова — «соседи». Известный с античных времён символический женский образ Германии в середине-конце XIX века стал ассоциироваться у немецких народов с идеей грядущего единства страны, расколотой до последней четверти века на десятки разных государств.

Прокатившиеся по Европе революции 1848 года (так называемая «весна народов») и особенно франко-прусская война 1870—1871 годов, результатом которой стало объединение страны, дали толчок широкому использованию мотива единой Германии в произведениях немецкой культуры (живописи, зодчестве и др.) и, в частности, на почтовых марках Германской империи. Однако в момент создания новой серии стандартных почтовых марок перед имперской почтой Германии стояла задача без осложнений ввести её в обращение не только на территории, находившейся под влиянием Пруссии, но и в зонах ответственности баварской, вюртембергской и ряда других почт.

Тогдашняя Германия состояла из 22 монархий и трёх городов-республик. Германский император Вильгельм II, разумеется, был легитимным главой государства, но для многих он оставался прежде всего королём Пруссии — и его портрет мог вызвать ассоциации с утверждением прусской гегемонии. Новорождённая империя была федеративной; император являлся «первым среди равных» федеральных монархов, причём даже согласование титула имело свои нюансы: Вильгельм принял титул «германский император» неохотно, он предпочёл бы именоваться «императором Германии», но это не устраивало остальных монархов германских земель.

Аналогичная ситуация сложилась и перед подписанием внутригерманского почтового договора: в частности, берлинская «Рейхспочта» обязалась не использовать на почтовых марках прусские символы, включая даже эмблему самой имперской почты. Поэтому портрет Вильгельма на почтовых марках выглядел бы ненужным демаршем — и как сюжет он отпадал.