Древе (династия художников)


Древе́ (фр. Drevet) — знаменитая семья французских рисовальщиков и гравёров эпохи «Большого стиля» времени правления короля Людовика XIV и последующих лет. Их слава началась с Пьера Старшего, выдающегося мастера гравюры резцом по меди, была поддержана его сыном Пьером-Имбером (1697—1739) и племянником Клодом (1705—1781)[1]. Представители семьи Древе более ста лет были ведущими портретистами и мастерами репродукционной гравюры[2].

Пьер Древе Старший (20 июля 1663, Луара-сюр-Рон — 9 августа 1738, Париж) родился в Луаре-сюр-Рон, недалеко от Лиона, в семье Этьена Древе, и начал свое обучение у Жермена Одрана в Лионе, продолжив у его брата, рисовальщика-орнаменталиста и гравёра Жерара Одрана в Париже. Его успехи были быстрыми, и в 1696 году он стал придворным гравёром короля. Он подружился с живописцем-портретистом Гиацинтом Риго, который направил его творчество на графическое воспроизведение живописных портретов и учил его рисованию. В 1692 году Древе начал работать самостоятельно и открыл в Париже собственную печатную мастерскую и издательство гравюр.

27 августа 1707 года Пьер Древе был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры за гравюру с портретом придворного архитектора Робера де Кота по живописному оригиналу Риго. Всего известно сто двадцать пять гравюр Пьера Древе Старшего, чаще он гравировал по живописным оригиналам Гиацинта Риго (сорок одна гравюра), в том числе воспроизвёл знаменитый портрет короля Людовика XIV (1712), девять гравюр выполнено по картинам Никола де Ларжильера. Риго для своих значительных по размеру парадных портретов маслом обычно готовил крупноформатные и тщательно проработанные подготовительные рисунки итальянским карандашом и мелом по тонированной бумаге и Древе гравировал по этим рисункам, а не по самим картинам. Но Риго контролировал эту работу и часто её корректировал. В этих дружеских отношениях Пьер Древе брал на себя и всю коммерческую сторону по реализации гравюр[3].

Пьер Древе работал в традициях и под влиянием школы гравюры резцом выдающихся французских мастеров: Жерара Эделинка и Робера Нантёйля. Он добавил к этому приёмы виртуозной передачи фактуры различных материалов: тканей, парчи, шёлка и бархата. Члены семьи Древе и, прежде всего, Пьер, культивировали работу чистым резцом (без сочетания с офортным штрихом), в работе с которым «достигли большой виртуозности»[4].

Гравюры Древе представляли собой в основном портреты выдающихся людей Франции. Среди них, помимо парадных образов королей Людовика XIV и Людовика XV, — портрет Жана-Батиста Кольбера (1700), кроме того — портрет английского короля Карла II. Последние годы жизни Древе работал вместе с сыном Пьер-Имбером Древе (22 июня 1697 — 27 апреля 1739), прозванным Младшим Пьером, который родился и умер в Париже. Многие гравюры они выполняли для издания «Королевского кабинета».