Епископальная система церковного управления


Епископальная система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, основанная на иерархии епископов. Епископальная система противостоит пресвитерианской системе, в которой властные полномочия предоставлены коллегиальным органам, и конгрегационалистским конфессиям, в которых каждый церковный приход независим от каких-либо вышестоящих священнослужителей или религиозных организаций. Епископальная система (епископат) принята в большинстве христианских церквей: католической, православной, дохалкидонских, несторианской, лютеранской, англиканской и других.

Исторически, до Великого раскола 1054 года, римская и византийская церкви являлись частями единой христианской церкви с общей епископальной системой. После разделения церкви на католическую и православную, основы епископальной организации обеих церквей остались прежними. В доктринальной сфере обе церкви признают положение о том, что властные полномочия в религиозной организации проистекают не от человека, а от Господа Бога. Это единственный источник церковной власти, которая передается путём снисхождения благодати Святого Духа в таинстве рукоположения. Иисус Христос посвятил в священнический сан двенадцать апостолов, которые, в свою очередь передали благодать епископам, а те — священникам.

Первым христианским богословом, обозначившим общие принципы епископальной организации, был Святой Игнатий Антиохийский, ученик апостолов Петра и Иоанна. Он установил необходимость посвящения в каждый город одного епископа, которому должны подчиняться прочие епископы, возглавляющие христианские общины вне центрального города данной конкретной территории. В период раннего христианства признавались четыре центра апостольской власти: Иерусалим, Антиохия, Александрия и Рим, чьи епископы поддерживали священническое преемство от апостолов Христа. Понятие апостольского преемства как источника церковной власти и способа сохранения догматов и обрядов в том виде, в каком они проповедовались двенадцатью апостолами, стало одной из центральных доктрин как католической, так и православной церквей, а также иных епископательных конфессий.

Римский епископ (папа), основываясь на учении о своём преемстве от апостола Петра, претендовал на верховенство среди Поместных церквей, что в дальнейшем стало одной из причин Великого раскола 1054 года. В Католической церкви догмат о верховной власти папы римского стал основой формирования строгой иерархии епископов, подчинённых Святому Престолу. Православная церковь придерживается доктрины о верховенстве церковных соборов, сохранив епископальную организацию, подчинённую патриархам Автокефальных церквей.