Дюанель, Жюль


Жюль Бенуа Станислас Дюанель Дю Вал-Мишель (8 декабря 1842, Мулен — 16/17 марта 1902, Каркасон) — французский оккультист, видный деятель французского неогностического движения, основатель первой гностической церкви в новое время.

Жюль (Юлиус) Дюанель родился в Мулене (Алье) 8 декабря 1842 года в католической семье. В 1853 году он поступил на учебу в иезуитское духовное училище в Изере, близ Мулена, однако к концу 1860 года в связи с переменами в мировоззрении он оставил учебу в духовной семинарии, которую он начал в 1859 году. Затем он учился в Коллеже Станислас в Париже и впоследствии был принят в Национальную Школу Хартий, которую он окончил в 1866 году, написав Очерк о жизни и произведениях Пьера де ла Палю, Патриарха Иерусалимского (1275 или 1280—1342). Работая архивариусом в 1860−1870 годах, он публикует различные труды о средневековой истории, в частности о Жанне д’Арк, Бланке Кастильской, Гуго ле Бутилье и Крестовых Походах. Он также работал архивариусом в департаментах Канталя (1871), Луаре (1875) и Ода (1900).[1]

В конце 1884 года Дюанель был посвящён в степень ученика вольного каменщика в одной из лож Великого востока Франции, в апреле 1886 года он был посвящён в степень мастера-масона. Однако к 1890 году он отходит от масонства, принимая в том же году посвящение в Орден Мартинистов от Папюса.[2]

Дюанель прежде всего известен тем, что он основал Гностическую Церковь Франции, в деятельности которой принимали участие многие европейские оккультисты того времени.[3]

Работая архивариусом в Библиотеке Орлеана, в 1888 году, Дюанель обнаружил подлинник документа, датированный 1022 годом[4], автором которого был каноник Стефан Орлеанский, учитель и предшественник катаров, обучавший гностическим доктринам[5]. В конце того же 1022 года Стефан был обвинен в ереси и сожжен, будучи осужден в ходе известного Орлеанского процесса[5].

История героического сопротивления и мученичества катаров настолько очаровала Дуанеля, что он взялся за изучение их доктрин, равно как доктрин их предшественников — богомилов, павликиан, манихеев и гностиков начала христианской эры. По мере своей работы он пришел к убеждению, что гностицизм, наряду с масонством, является истинной религией.