Гностическая церковь Франции


Гностическая церковь Франции (фр. Église gnostique de France) — нео-гностическая христианская организация, созданная Жюлем Дюанелем в 1888[1] (по другим данным — в 1890[2][3]) году во Франции, официально заявившая о себе в 1892 году[2]; первая гностическая церковь нового времени и современности. В дальнейшем становится в некотором роде официальной церковью французского оккультизма и, в частности, Ордена мартинистов[1].

Высокопоставленный масон и эзотерик Жюль Дюанель, работавший архивариусом в библиотеке Орлеана, после того, как по его утверждениям, его посетили "астральные" или "спиритические видения", обнаружил в архивах ранее не известные старинные документы[1]: средневековую рукопись, датированную 1022 годом, которая была написана Стефаном, каноником Орлеанского собора, сожжённым на костре в 1022 году за исповедание пре-катарских гностических доктрин, также известных как Орлеанская ересь[4]. Дюанель также утверждал, что ему было видение, в котором Эон Иисус явился ему и поручил основать новую церковь. Когда Дюанель присутствовал на спиритическом сеансе в оратории Мари Синклер[англ.], графини Кейтнесс, по утверждению участников сеанса, показались бестелесные духи древних Альбигойцев, и присоединившись к небесному гласу, возложили духовные руки на Дюанеля, рукополагая его в сан епископа Гностической Церкви[4]. На основании этих видений и документов Дюанель основал Гностическую Церковь в 1888 году[1], хотя для начала её работы и официальной датой он выбрал 1890 год[2][3], и эта дата стала для него и его последователей «первым годом Восстановления Гнозиса»[3].

Дюанель открывает часовню в пристройке к парижскому книжному магазину «Chamuel», на улице Тревиз[фр.] дом 2[5]. В 1896 году часовня переехала на улицу Мартир[фр.] дом 17, и впоследствии место собраний Гностической церкви будет ещё не один раз менять свой адрес[6].

«Я обращаюсь к Вам, потому что Вы — мой друг, мой слуга и прелат моей альбигойской церкви. Я выслана из Плеромы, я — та, кого Валентин называл София-Ахамот. Я — та кого Симон Маг называл Елена-Энойя; поскольку я — Вечный Гермафродит. Иисус — Слово Бога; я — Мысль о Боге. Однажды я вновь вернусь к моему Отцу, но я нуждаюсь в помощи; в мольбе моего Брата Иисуса, чтобы ходатайствовать за меня. Только Бесконечный способен искупить Бесконечность, и только Бог способен искупить Бога. Слушайте внимательно: Один родил Одного, и это есть Один. И эти Три — Одно: Отец, Слово и Мысль. Укрепите мою Гностическую церковь. Демиург не сможет воспрепятствовать этому. Обретите Параклета».