Зороастризм


Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. بهدین‎, behdin, «Благая вера», курд. Zerdeştî[4]) — одна из древнейших религий[5], берущая своё начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (авест. 𐬰𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 Zaraθuštra, также известен как Зардушт (пехл. 𐭦𐭫𐭲𐭥𐭱𐭲 Zardu(x)št), на армянскомЗрадашт[6] или Зрадаштакануцъюн (арм. Զրադաշտ, զրադաշտականություն)), полученном им от бога Ахуры Мазды[7] (Асуры Мазды). В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем Средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.

Несмотря на то, что учение Заратустры носило характер дуалистического монотеизма[8], уже в первые десятилетия после смерти пророка началось возвращение к многобожию[9]. Единобожие сохранялось до V века до н. э. только в замкнутой мидийской касте магов[10]. Более поздний зороастризм является типичной политеистической религией[11].

Зороастризм является официально признанной религией в Индии, Иране, Регионе Курдистан (Ирак)[12], США, Азербайджане и Узбекистане[13]. Общая численность зороастрийцев в мире составляет, по разным оценкам, от 125 000 до 300 000 человек.

«Зороастризм» — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название — «маздеизм», происходящее от имени бога в зороастризме — в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn. Другое самоназвание зороастризма — vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین behdin‎ — «благоверный», «бехдин».

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ[14]:

Ахура-Мазда (пехл. Ормазд) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог светлой силы, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы).