История почты и почтовых марок Гавайев


История почты и почтовых марок Гавайев охватывает периоды, когда на Гавайских островах, архипелаге в центральной части Тихого океана[1], существовали самостоятельные государственные образования — Королевство Гавайи (до 1893), Временное правительство Гавайев (17 января 1893 — 4 июля 1894) и Республика Гавайи (1894—1898). С 1851 года и до включения Гавайев в состав США в 1899 году здесь выходили собственные почтовые марки[2]. Гавайи являлись самостоятельным членом Всемирного почтового союза (ВПС; с 1882)[3].

История почты на Гавайских островах началась после их открытия европейцами. Ранние торговцы на Гавайях довольствовались нечастыми заходами на острова кораблей. В 1846 году почта британского военно-морского флота переправлялась с островов через Гонконг[4].

Независимость Королевства Гавайи была признана Великобританией, США и Францией в 1843 году. Первый обмен почтой между Гавайскими островами и США был установлен в 1849 году. В 1882 году Королевство Гавайи было принято в члены ВПС[3]. До этого времени применявшиеся собственные марки были действительны только для межостровного почтового сообщения, а для доставки корреспонденции до Сан-Франциско и далее по территории США необходимо было клеить почтовые марки США. После аннексии островов 12 августа 1898 года Соединёнными Штатами Америки почтовые учреждения на островах стали частью общей почтовой системы США[4].

В конце XIX века на Гавайских островах было недостаточно пароходных сообщений, ввиду чего в 1897 году была организована регулярная голубиная почта. С её помощью пересылались письма и деньги. Расстояние между Гонолулу, главным городом островов, и Хило, главным пунктом острова Гавайи (приблизительно 400 км по прямой линии) голубь пролетал, при противном ветре, за 10 часов[3]. Вот как об этом сообщалось в тогдашних газетах[5]:

Среди Тихого океана между главными островами Гавайского архипелага будет организована постоянная и правительственная голубиная почта для быстрой пересылки писем и депеш. Самое большое расстояние между Гонолулу и Хилу[6], главным местечком гавайского острова, почти 400 км, и на перелёт голуби ежедневно употребляют немного больше 10 часов. При голубиной почте пользуются микроскопическими фотографическими снимками, содержащими тысячи депеш и весящими едва полграмма.Санкт-Петербургские ведомости» от 12 января 1898 года.)

Первый показательный авиапочтовый рейс был организован во время авиационной выставки «Flying Exhibition» в Колоа в 1914 году. Организатором этого рейса выступил Джон Гриббл, президент Гавайского филателистического общества[7].