Катена, Винченцо


Винченцо Катена, Винченцо ди Бьяджо (итал. Vincenzo Catena, Vincenzo di Biagio; 1470, Венеция — 29 сентября 1531, Венеция) — итальянский живописец, представитель венецианской школы эпохи итальянского Возрождения. Джорджонеск (последователь выдающегося венецианского художника Джорджоне да Кастельфранко). Работал в основном в Венеции.

О ранних годах жизни художника известно мало. Дискуссионными остаются месяц и год его рождения, происхождение и место рождения. Он родился около 1480 года, вероятно, в Венеции, в семье Бьяджо Катены, далматинца из Пераста (Черногория). Если он родился в 1470 году, то в 1500 году ему было около тридцати или чуть меньше, и он принадлежал к поколению Джорджоне Якопо Пальмы Старшего и Тициана. Возможно, что около 1500 года Катена работал в мастерской Джованни Беллини. Влияние последнего очевидно, прежде всего, в композициях «Святого собеседования»(итал. Sacra Conversazione), например, в картине Катены «Святое собеседование на тёмном фоне» (Художественная галерея, Глазго).

Около 1520 года Катена работал в Риме, испытал влияние Рафаэля, которое проявилось в алтарной картине «Святое семейство со святой Анной». Последний этап его творчества знаменует «Алтарь Санта-Кристина», отличный ярко выраженным пейзажным лиризмом. После этого Катена написал «Поклонение пастухов», «Ужин в Эммаусе», «Портрет Джанджорджио Триссино» и «Воин, поклоняющийся младенцу Христу и Деве Марии». В 1520 году известие о популярном художнике оставил венецианец Маркантонио Микели, который составил перечень произведений Винченцо Катены, известные ему в частных собраниях Венеции. Помимо алтарных картин с образами Мадонны, Катена прославился как портретист. Это принесло ему связи с многими влиятельными заказчиками аристократических семей Венеции. Так одним из покровителей художника был дож Леонардо Лоредан[4]. В 1528 году Катена был шафером на свадьбе сестры Себастьяно дель Пьомбо, который стал главой мастерской после смерти Джорджоне. В последний раз он изменил завещание 10 сентября 1531 года и умер 29 сентября того же года.

В истории венецианской живописи сложилось так, что «творчество и художественный стиль Катены оказались „в тени“ других великих венецианцев — Беллини, Джорджоне и Тициана»[5]. Винченцо Катена находился также под влиянием Альвизе и Бартоломео Виварини, Чимы да Конельяно. Как художник он ближе к произведениям таких консервативных мастеров, как Витторе Карпаччо или к Альвизе Виварини, чем к Джованни Беллини или Джорджоне. Даже поэтический строй произведений Катены, характерный для венецианской живописи XV века, отмечен некоторой скованностью.

Постепенно, благодаря участию выдающихся гуманистов Пьетро Бембо и Джанджорджо Триссино, его манера приблизилась к художественной атмосфере, разработанной Джорджоне и Тицианом. Он создал несколько значительных работ: «Святое собеседование», «Донатор», «Портрет дамы» и «Портрет мужчины», характеризующихся ярким колоритом и гармоничной композицией[6].