Кривелли, Карло


Карло Криве́лли (итал. Carlo Crivelli; между 1430 и 1435, Венеция — 1495, Асколи-Пичено, Марке) — живописец раннего итальянского Возрождения периода кватроченто венецианской школы. Старший брат живописца Витторе Кривелли. Большую часть жизни провёл в области Марке, в Асколи-Пичено, и в Далмации. Работал на острове Мурано венецианской лагуны, поэтому иногда его творчество относят к «школе Мурано». Кривелли всегда подчёркивал своё венецианское происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus)[3].

Карло Кривелли был сыном живописца Якобуса де Кривериса (Iachobus de Chriveris), проживавшего в Венеции в приходе Сан-Моизе . Произведения его отца неизвестны. Ни один документ не даёт нам точную дату рождения Карло, которая относится к периоду между 1430 и 1435 годами. Подробности о его обучении и становлении как художника также скудны, вероятно, он учился у Якобелло дель Фьоре в 1430-х годах; в то время Кривелли был ещё мальчиком. Он также учился в боттеге (мастерской) Антонио Виварини в Венеции, затем уехал в Падую, где, как полагают, работал в мастерской Франческо Скварчоне, а затем, после того как в 1457 году был приговорён к шестимесячному тюремному заключению и штрафу за связь с замужней женщиной, женой моряка Франческо Кортезе, он уехал в 1459 году в Задар в Далмации (ныне часть Хорватии, в то время территория венецианской республики). Два нотариальных акта (от 23 июня 1463 года и 11 сентября 1465 года) упоминают художника Кривелли — гражданина далматинского города Дзары. Вместе с ним там жил и работал брат Витторио. В 1468 году Карло Кривелли переехал в регион Марке и работал там до своей смерти. Документы указывают на постоянное место жительства художника с 1473 года в Асколи-Пичено (Марке), когда он выполнил для собора Полиптих Сант-Эмидио, а также в Камерино и Фабриано. Его пребывание на о. Мурано считается недоказанным. Скончался художник в Асколи[4].[4].

Карло Кривелли известен в качестве автора алтарных картин в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Несмотря на отсутствие документации, принято считать, что Карло был учеником Антонио Виварини, Джованни д’Алеманьи и Бартоломео Виварини (младшего брата Антонио). Бартоломео был хорошо осведомлён об изобразительной культуре Падуи, основанной на школе Франческо Скарчоне; всё это повлияло на молодого Кривелли, как и на его далматинского современника Джорджо Чулиновича, известного под именем Джорджо Скьявоне, а также на Марко Дзоппо, Андреа Мантенью и проходивших через этот город флорентийцев, таких как Филиппо Липпи и Донателло. Однако неясно, имел ли художник ещё до осуждения прямой контакт с падуанской школой или только при посредничестве Виварини[5]/