Лаланн, Леон Луи


Лео́н Луи́ Кретье́н Лала́нн (фр. Léon Louis Chrétien Lalanne[3]; 3 июля 1811, Париж — 13 марта 1892, Париж) — французский инженер и политик.

Леон Луи Кретьен родился в Париже 3 июля 1811 в семье врача Франсуа Жюльена Леона Кретьена и его жены Авроры Мари Дамарь Ланглуа; в 1820 году Леон Луи взял фамилию Лаланн-Кретьен, а затем он убрал Кретьен для практического использования, став Леоном Лаланном. У него был брат, историк, Людовик Лаланн (1815—1898)[4]. Лаланн учился в лицее Луи-Ле-Гран, где он был одноклассником Эвариста Галуа. В 1829 году поступил в политехническую школу Парижа. В 1831 году — в Национальный институт мостов и дорог. После этого работал инженером-строителем преимущественно в Северной Франции с 1832 по 1843 годы[4]. В 1837 году он посетил юг России по приглашению Анатолия Демидова[5][6]. С 1839 года работал со своим будущем тестем Жан-Клодом Арну на Линь-де-Со. Лаланн женился в 1841 году[4]. Во время революции 1848 года Лаланн был одним из руководителей национальных мастерских. Во время гражданских беспорядков он командовал батальоном Гарде Насьональ в Париже[4].

Будучи инженером-строителем Лаланн стал известен благодаря своему участию в строительстве железных дорог в Испании, Швейцарии и Валахии, где он был впервые побывал в 1852 году[4]. С 1853 года Лаланн направлен на строительство железнодорожных линий во Франции (часть маршрута в Страсбург, Арденны, Булонь и Кале и др.), в Швейцарии (1856—1860 годы, железнодорожная сеть к западу) и Северной Испании (1860—1861 годы), и по маршруту Кордова и Севилья. В 1856 году он ещё раз посетил Валахию[7]. В 1867 году становится генеральным инспектором, а в 1876 году стал директором Национального института мостов и дорог[4]. Лаланн участвовал в проектах вдоль Дуная, в Будапеште, с проектом моста в Силистре, работал по демаркации участков согласно Берлинскому трактату (1878)[4]. В 1879 году Лаланн стал членом Французской академии наук, а в 1881 году вышел в отставку, был удостоен звания гранд-офицера ордена Почётного легиона 18 января 1881 года[8]. В 1883 году он стал пожизненным сенатором на стороне умеренных левых[4]. В 1882 году становится председателем совета директоров «Компании де омнибус де Пари», которая была монополистом общественного транспорта в Париже[4]. 13 марта 1892 года Леон скончался в возрасте 80 лет.

Изобрёл и опубликовал графический метод оптимизации проектирования дорог, ныне известный как эскиз Лаланна[10]. Впервые прояснил различие между изометрической линией (изолинией) и изоплетой (псевдоизолинией)[11]. В 1845 году создал карты с контурами плотности населения, объявил о «равностороннем законе» — равного расстояния между центральными городами, который он выявил во Франции, задолго до теории центральных мест Вальтера Кристаллера[12].