Лестница послов


Лестница послов (фр. L'Escalier des Ambassadeurs) — один из знаменитых исчезнувших интерьеров Большого Версальского дворца. Вместе с Зеркальной галереей и Королевской капеллой Лестница послов была одним из трёх самых масштабных интерьеров любимого дворца короля Людовика XIV.

Как следует из названия, по этой лестнице поднимались послы на аудиенцию к французскому монарху, совершая символическое (отражённое в аллегорических росписях) восхождение «семи планет» на поклон к «Королю-Солнцу». По определению А. Фелибьена (1674): «Подобно тому, как эмблемой короля выбрали Солнце, семь планет составили сюжеты картин, украшающих комнаты королевских покоев»[1]. По этой лестнице ежегодно проходила процессия кавалеров ордена Святого Духа[2].

Проект лестницы создал архитектор Луи Лево, а воплощал в жизнь с 1674 года Франсуа д’Орбэ. В 1676 году приступили к декоративным работам под руководством Первого живописца короля (фр. Premier peintre du Roi) Шарля Лебрена и завершили в 1678 году[3]. Редкий во французской архитектуре тех времён пример лестницы с расходящимися двойными маршами был, видимо, основан на генуэзских образцах[4]. Ближайший пример — ансамбль одноимённых помещений в Палаццо Питти во Флоренции. Новаторство архитектуры заключалось и в огромном световом фонаре перекрывающего зал свода. Подобный приём использовался во французских замках, например, в лестнице замка Шамбор, которая частично освещена зенитным «фонарём», но в Версале такой фонарь был остеклён.

По традиции XVII века арки вестибюля Лестницы послов, ведущие от Королевского двора, закрывали только решётки, выполненные Николя Делобелем (недавно обнаруженные, они вновь установлены на своё историческое место). Первый ярус лестницы был украшен фигурными полихромными филёнками, отделанными мрамором, и он воспринимался в качестве основания для ряда пилястр и полуколонн ионического ордера второго яруса, в простенках между которыми находились фрески, имитирующие шпалеры с изображениями сцен военных побед короля[4]. Взятие Валансьена (17 марта 1677 года) и Сент-Омера (22 апреля 1677 года), сражение при Касселе (11 апреля 1677), дислокация в Камбре (19 апреля 1677 года) чередовались с иллюзорной живописью, изображавшей обитателей всех континентов, как бы взирающих из богато убранных лоджий на поднимающихся по ступеням посетителей дворца. Росписи выполнил Адам Франсуа ван дер Мейлен[5].

На промежуточной площадке лестницы устроили фонтан, декорированный античной скульптурной группой, адаптированной к новому использованию, в нише над которой в 1679 году разместили бюст короля работы Жана Варена (выполненный ещё в 1665 году как результат соперничества французской и итальянской школ в противовес знаменитой работе Джан Лоренцо), однако в 1681 году его заменили бюстом работы Антуана Куазево[6]. Двери работы Филиппа Каффиери с верхних площадок лестницы вели в салоны Дианы и Венеры.