Мейлен, Адам Франс ван дер


А́дам Франс ван дер Ме́йлен[1], Мёлен[2] (нидерл. Adam Frans van der Meulen; 11 января 1632, Брюссель, Испанские Нидерланды — 15 октября 1690, Париж, Королевство Франция) — фламандский живописец, рисовальщик (в том числе акварелист) и гравёр, большую часть жизни работавший во Франции; мастер батального жанра, видный представитель стиля Людовика XIV.

Был старшим из семи детей нотариуса Питера ван дер Мейлена и его второй жены Марии ван Стеенвеген. Ученик Питера Снайерса, сумевший превзойти своего учителя[3]. Писал охоту, лагеря, осады, сражения и с особенным искусством лошадей.

Французский меценат Кольбер пригласил этого художника к себе, поместил его в своём доме и заказывал ему много картин, а также представил его королю Людовику XIV. Художник сопровождал короля в походах и писал с натуры города, осаждаемые тогда французами. Стал наставником художника-баталиста Жан-Батиста Мартена. Прославленный Лебрен выдал за него свою племянницу. Многие художники гравировали с картин ван дер Мейлена; все его большие сюжеты были вытканы на парижской Гобеленовой мануфактуре.

<…> В самом деле, живописец-баталист, писавший специально походы Людовика XIV, Адам Франс ван дер Мёлен (1632—1690), серии картин которого находятся в госпитале Инвалидов в Париже, в Версальском дворце и в Лувре, был брюсселец по рождению и художественному образованию, и вместо кипящих боев Розы изображал преимущественно осады городов, походы, выезды и обширные поля битв, всегда ландшафтно исполненные в теплых и красочных тонах.