Лила


Ли́ла (санскр. लीला, IAST: līlā) — широкое понятие в индуизме, описывающие игру, развлечение, наигранное притворство, представление или даже дружеское состязание. В религиозном смысле лилой называют божественную игру или деяния Бога ради развлечения или наслаждения. Лила является важным философским понятием как в монистической, так и в дуалистической философиях индуизма. Как правило, речь идёт о земных играх с людьми и для людей. В вайшнавизме лила описывает жизнь земных воплощений Вишну — например, проказы молодого Кришны или эпические подвиги Рамы. В Южной Индии тамильское выражение «тирувилеиядаль» означает «священная игра» Шивы, описывающая его деяния[1].

Мотивы лилы лежат в основе многих индийских искусств, включая танцы, музыкальные произведения и театр. В Северной Индии лилой называют народную драму, возникшую в XVI веке в период становления бхакти. Театральные и танцевальные постановки лилы существует в двух формах: рамаитской (Рам-лила об играх Рамы) и кришнаитской (Кришна-лила, или раса-лила об играх Кришны)[1].

В религиозном контексте лила описывает взаимодействие Бога с материальным миром. Создатель вовлекается в миротворение не из нужды, а ради удовольствия, наслаждения и развлечения, которые он получает от творчества и взаимодействия со своим творением. Наслаждение от творения особенно характерно для Вишну и его аватар. Божественное взаимодействие Вишну с преданными (бхактами) проходит в духе игры. Однако в своём невежестве души могут не осознавать истинную природу взаимодействия между ними и Богом. Освобождение души (мокша) наступает, когда преданный осознаёт природу божественного поведения. После осознания жизнь преданного представляет собой нескончаемый поток присутствия Создателя [2].

В традиции двайты понятие лилы служит для обозначения приносящих блаженство игр между земным воплощением Вишну и его преданными. В адвайте лила используется для описания материальной реальности как результата творческой игры Брахмана или Высшей реальности. В традиции тантры, в частности, в кашмирском шиваизме, акцент в понимании лилы смещается на состояние экстаза, сопровождающего божественную игру[3].