Лирическая абстракция


Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что основоположниками лирической абстракции были Аршиль Горки, Андрей Ланской[1][2][3][4][5].

Первоначальное использование понятия лирическая абстракция относится к тенденции, приписываемой картинам европейских художников в период после 1945 года, и как способ описания нескольких художников, среди которых были Вольс, Жерар Шнайдер, Ганс Хартунг и Жорж Матье и других, чьи работы связаны с характеристиками современного американского абстрактного экспрессионизма. В то время (в конце 1940-х годов) Пол Дженкинс, Норман Блум, Сэм Фрэнсис, Джулс Олицки, Джоан Митчелл, Эльсуот Келли и многие другие американские художники жили и работали в Париже и других европейских городах. За исключением Келли, все эти художники разработали свои версии живописной абстракции, которая иногда характеризовалась как лирическая абстракция, ташизм, живопись цветового поля и абстрактный экспрессионизм.

Художественное движение Abstraction lyrique зародилось в Париже после войны. В то время художественная жизнь в Париже, опустошенная оккупацией и коллаборационизмом, возобновилась благодаря многочисленным художникам, получившим возможность вновь творить после освобождения Парижа в середине 1944 года. Согласно новым формам абстракции, характерным для некоторых художников, движение было названо искусствоведом Жаном Жозе Маршаном и художником Жоржем Матье в 1947 году. Некоторые искусствоведы также рассматривали это движение как попытку восстановить образ Художественного Парижа, который до войны занимал звание столицы искусств. Лирическая абстракция также стала результатом конкуренции между Парижской школой и новой нью-йоркской школой живописи абстрактного экспрессионизма, представленной, прежде всего, с 1946 года Джексоном Поллоком, затем Виллемом де Кунингом или Марком Ротко, которые активно пропагандировались американскими властями с начала 1950-х годов.

Лирическая абстракция противопоставлялась не только предшествовавшим ему кубистским и сюрреалистическим движениям, но и геометрической абстракции (или «холодной абстракции»). Лирическая абстракция была, в некотором смысле, первой, кто применил уроки Василия Кандинского, считавшегося одним из отцов абстракции. Для художников лирическая абстракция открывала возможности для самовыражения.

Наконец, в конце 1960-х годов (частично в ответ на минимальное искусство и догматические интерпретации некоторыми формализма Гринберга и Джудиана), многие художники заново ввели живописные вариации в свои работы.