Народность (эстетика)


Наро́дность — одно из главных понятий преимущественно в романтической[1], а затем марксистско-ленинской эстетике[2], свойство искусства, определяемое его связью с народом[2][3], отношение литературы к народу, которое проявляется в различных аспектах[4].

Народность рассматривается в качестве меры взаимопроникновения искусства и фольклора. Искусства заимствует из произведений народного творчества сюжеты, образы и мотивы (например, сказки Александра Пушкина, в которых писатель использовал материал русских народных сказок). В ряде случаев может напротив песни на стихи поэтов становятся народными (например, песня «Коробейники», в основу которой положен отрывок из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)[4].

Также народность понимается как мера «проникновения» автора в народное сознание, адекватность изображения представителей народа в произведении искусства. Так, народной может считаться тетралогия Ф. А. Абрамова «Пряслины», изображающая жизнь северной деревни во время Великой Отечественной войны и после неё. Ненародными произведениями считаются такие, где простые люди представлены неестественно, надуманно, например, во многих «парадных» романах социалистического реализма, изображавших «лакированную» реальность[4].

Кроме того, термин народность в некоторых случаях может относиться к доступности произведений искусства людям, их понятности для неподготовленного человека. Народное искусство в таком значении противопоставлено элитарному, предназначенному для узкого круга. В современной литературе, в особенности в постмодернизме произведение может выполнять обе функции. Так, роман «Имя розы» Умберто Эко воспринимается рядовым читателем как захватывающий детектив, но это произведение адресовано также филологу, поскольку содержит большое количество аллюзий и реминисценций из других произведений[4].

Философская концепция народности в искусстве начала складываться в работах Джамбаттисты Вико и Жан-Жака Руссо, позднее И. Г. Гердера. В начале XIX века Гердером был издан сборник «Голоса народов в песнях», помимо народных песен, включивший также авторские стихотворения, чем Гердер стремился показать единство литературы и проявление в её пределах «народного духа». Немецкие писатели и учёные, такие как Август и Фридрих Шлегель, Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Якоб и Вильгельм Гримм, исследовали народную культуру, занимались собиранием, обработкой и изданием фольклорных произведений. Ими была создана мифологическая школа, в рамках которой считалось, что основу всего искусства составляет миф, из которого развился фольклор. Одним из главных принципов литература романтизма стал интерес к истории и искусству собственного народа, ориентация на дух и поэтику народа[4].