Народный музей Московского метрополитена


Наро́дный музе́й Моско́вского метрополите́на (также Центр профориента́ции[1] или Центр профориента́ции Тра́нспортного ко́мплекса[2]) — музей, посвящённый истории Московского метро. Был основан в 1967 году по инициативе бывших работников метрополитена и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой. В коллекцию музея входят документы, фотографии и предметы, связанные со строительством первых линий и историей эксплуатации станций. В 2016 году музей переехал из помещения в наземном вестибюле станции метро «Спортивная» в Центр профориентации, который расположен в вестибюле станции метро «Выставочная» Филёвской линии[3].

Первые предложения по созданию подземной транспортной системы в Москве появились в 1875 году, однако воплотились лишь в советское время. К 1930-му население Москвы резко возросло, и наземный транспорт не справлялся с нагрузками, в связи с чем было принято решение о строительстве метрополитена[4]. Проект по сооружению метро возглавил государственный деятель Лазарь Каганович, и уже в 1935 году первые линии были введены в эксплуатацию[5].

Под землёй товарищ крот
До ушей разинул рот.
Электричество гудёт,
Под землёй трамвай идёт.
Во Москве-реке карась
Смотрит в дырочку сквозь грязь,
Под землёй быстрей налима
Поезда проходят мимо.Владимир Маяковский о строительстве московского метро[6]

Идея организации музея, посвящённого строительству метрополитена, появилась в 1935 году, однако его открытие произошло только в 1967 году по инициативе ветеранов труда и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой. Бывшие работники метро самостоятельно собирали документы, фотографии и образцы техники[3][4]. Бо́льшая часть коллекции, в том числе снятая с эксплуатации техника, была подарена музею частными лицами[7][3]. В первые годы после создания музей размещался в небольшой комнате, но после реконструкции, проведённой перед Олимпиадой 1980 года, залы экспозиции были значительно расширены[4].

Музей называется «народным», поскольку коллекция была собрана без государственного участия — частными лицами и сотрудниками метрополитена[8]. До переезда в 2016 году экспозиция была организована в хронологическом порядке: от момента создания метрополитена до плана по развитию, принятого в 2015-м[3].

В коллекцию входят планы первых проектов метрополитена начала XX века, а также фотографии Москвы того времени и первых средств дорожного передвижения: конных трамваев, автобусов и троллейбусов. Отдельный стенд рассказывал о машинисте Михаиле Шполянском, ставшем первым, кто провёл поезд по участку «Комсомольская» — «Сокольники». В зале, посвящённом архитектуре метрополитена, выставлялись коллекции мрамора, фотографии фресок, мозаики и художественной лепнины. Станции были построены в стиле классицизм — высокие своды улучшали санитарное состояние станций, были дёшевы в эксплуатации и выгодны с идеологической точки зрения: когда население Москвы спускалось под землю, оно ощущало себя в светлом будущем[4].