Обращение баваров и хорутан


Обращение баваров и хорутан[1][2][3][4] (Обращение баварцев и карантанцев[5][6]; лат. Conversio Bagoariorum et Carantanorum) — раннесредневековый латиноязычный нарративный источник о христианизации баваров и хорутан (или карантанцев); содержит ценные сведения по истории западных славян VIII—IX веков.

«Обращение баваров и хорутан» сохранилось в тринадцати рукописях. Наиболее ранняя из них создана в XI веке, а бо́льшая часть — в XII—XIII веках. В зависимости от того, включены или нет в текст фрагменты «Жития святого Руперта», различают две редакции «Обращения баваров и хорутан»[7][8][9][10].

Большинство историков считает, что «Обращение баваров и хорутан» было написано в Зальцбурге в первой половине 870-х годов: около 870 года[2][6][10][11], в 870 году[9][12][13], в 871 году[1][5][8][14][15][16], не позднее 873 года[17]. В пользу 871 года свидетельствует содержащееся в тексте утверждение, что от предоставления в 796 году Зальцбургской епархии ранга митрополии до создания труда прошло семьдесят пять лет[18]. Мнение о более позднем создании труда не получило широкого распространения[19]. Предполагается, что «Обращение баваров и хорутан» было написано по повелению зальцбургского архиепископа Адальвина или даже им самим[5][6][8][9][16][17]. Поводом для создания стало предоставление в 870 году папой римским Адрианом II святым Кириллу и Мефодию разрешения вести христианизацию паннонских славян. Это было воспринято зальцбургским духовенством как нарушение их юрисдикции над землями славян. Апелляция Адальвина на папское решение была рассмотрена на синоде в Регенсбурге, на который Мефодий был доставлен под стражей. Целью автора «Обращения баваров и хорутан» было предоставить правителю Восточно-Франкского королевства Людовику II Немецкому доказательства прав глав Зальцбургской архиепархии на окормление населения Великой Моравии, Блатенского и Нитранского княжеств, а также Карантании, на которые также претендовало духовенство Пассауской епархии и Аквилейского патриархата[1][4][5][6][7][8][9][11][14][15][16]. Возможно, не в последнюю очередь благодаря приводимым в «Обращении баваров и хорутан» данным, Мефодий был освобождён только в 873 году стараниями папы римского Иоанна VIII[4][5]. При преемнике же Адальвина, архиепископе Дитмаре I[en], было получено согласие наместника Святого Престола на включение Нижней Паннонии и Великой Моравии в юрисдикцию Зальцбургской митрополии[7][15][20].

Оригинальное название «Обращения баваров и хорутан» не известно. Современное название труд получил около 1600 года на том основании, что в его начале имелось большое по объёму описание христианизации святым Рупертом Баварии и Паннонии. Однако затем было установлено, что бо́льшая часть содержавшихся в рукописях известий о деятельности этого миссионера является извлечением из его жития. В настоящее время этот текст в «Обращения баваров и хорутан» не включается[9][10].