Окунев, Гавриил Афанасьевич


Гаврии́л Афана́сьевич О́кунев (1699—1781) — русский кораблестроитель XVIII века, обер-сарваер флота, генерал-майор. Впервые в практике русского кораблестроения строил корабли на «французский манер», стал применять для крепления всех частей судна железные конструкции и ввёл диагональную обшивку корабельных корпусов для обеспечения их продольной надёжности. Основатель дворянского рода[1].

Окунев Гавриил Афанасьевич родился в 1699 году. Его семья, происходила из старинного русского рода, представители которого были на царской службе ещё с периода царствования Ивана IV. Гавриил Окунев был родоначальником дворянского рода Окуневых[2]

Отец Гавриила — Афанасий Окунев был состоятельным человеком, владел грамотой и одобрял прогрессивные реформы Петра I. С начала строительства Санкт-Петербурга он переселился с семьей в новую столицу и занял пост видного чиновника в одной из царских Коллегий. В 1715 году Афанасий Окунев отвел своего единственного сына Гаврилу в Санкт-Петербургское адмиралтейство и определил его в корабельные ученики[3].

В 1717 году Гавриил одним из первых учеников был зачислен в Адмиралтейскую школу, которая была открыта по указу Пётра Первого для подготовки будущих российских кораблестроителей. Через год Гаврила Окунев за успехи в учёбе был досрочно выпущен из школы драфцманом (чертёжником-конструктором). В 1718 году, вместе со своим товарищем по Адмиралтейской школе Иваном Рамбургом, был направлен в ученики к сыну видного французского кораблестроителя Блеза Пангало Жозефу Пангало, который в 1716 году приехал из Померании в Россию и перешёл на русскую службу[4]. Гаврила Окунев стал постоянным переводчиком при всех переговорах русского начальства с иностранным корабельным мастером. В 1718—1719 годах под руководством Б. Пангало Окунев и Рамбург участвовали в перестройке 54 пушечного линейного корабля «Полтава», с 1719 года в постройке линейного корабля «Пантелеймон-Виктория», с 1721 года молодые корабелы занимались тимбировкой (капитальным ремонтом с полной сменой обшивки) 70-пушечного линейного корабля «Леферм», а после смерти Пангало зимой 1722 года, самостоятельно завершили ремонт корабля под наблюдением корабельного мастера Осипа Ная[3].

Пётр I был удовлетворён работой Окунева и Рамбурга по ремонту «Леферма» и распорядился обоих включить в команду строителей своего «государева» 100-пушечного корабля (впоследствии получил название «Петр I и II»), который лично государь заложил на стапеле в Санкт-Петербурге летом 1723 года. В 1724 году Окунев и Рамбург были командированы Петром I во Францию[5] для изучения методов французского кораблестроения[1]. За семь лет нахождения во Франции они побывали на многих верфях Тулона, Марселя, Бреста, Гавра, Бордо и других портов, изучили методы обеспечения надёжной продольной прочности при постройке кораблей. По окончании учёбы они совершили плавание на построенных ими судах, сдали на отлично экзамены и получили дипломы от французских учителей[6].