Рамбург, Иван Степанович


Иван Степанович Рамбург[1] (1701—1789) — русский кораблестроитель петровского времени[⇨], корабельный мастер. Впервые в практике русского кораблестроения строил корабли и производил их спуск на воду по французскому методу, стал применять для крепления всех частей судна железные конструкции и ввёл диагональную обшивку корабельных корпусов для обеспечения их продольной надёжности[⇨]. Генерал-казначей при Адмиралтейств-коллегии, генерал-лейтенант флота[2].

Рамбург Иван Степанович родился в Москве в начале XVIII века в семье француза — учителя танцев в гимназии пастора Э. Глюка, «танцевального мастера телесного благолепия и комплиментов чином немецким и французским» при дворе Петра I Стефана (Степана) Рамбурга[3].

В 1715 году отец определил Ивана корабельным учеником в Санкт-Петербургское Адмиралтейство, где он сразу же попал в команду корабельного мастера Федосея Скляева, строившего «государев» 90-пушечный корабль «Лесное». Строительство корабля велось по собственному чертежу и личному наблюдению Пётра I. Государь обратил внимание на способности и быстрые успехи Рамбурга в корабельном деле, а также из доброго расположения к его отцу, который учил дочерей Анну и Елизавету, а также племянниц Петра танцам, назначил Ивана в «собственные ученики»[4].

В 1717 году Иван Рамбург был зачислен в Адмиралтейскую школу, которая была открыта по указу Пётра Первого для подготовки будущих российских кораблестроителей. В 1718 году драфцман (чертёжник-конструктор) Иван Рамбург, вместе со своим товарищем по Адмиралтейской школе Гавриилом Окуневым, был направлен в ученики к сыну видного французского кораблестроителя Блеза Пангало Жозефу Пангало, который в 1716 году приехал из Померании в Россию и перешёл на русскую службу[5]. В 1718—1719 годах под руководством Ж. Пангало Рамбург и Окунев участвовали в перестройке 54-пушечного линейного корабля «Полтава», с 1719 года в постройке линейного корабля «Пантелеймон-Виктория», с 1721 года молодые корабелы занимались тимберовкой (капитальным ремонтом с полной сменой обшивки) 70-пушечного линейного корабля «Леферм», а после смерти Пангало зимой 1722 года, самостоятельно завершили ремонт корабля под наблюдением корабельного мастера Осипа Ная[6].