Восточнославянские племена


Восточнославянские племена (племенные союзы восточных славян, восточнославянские союзы племён, объединения восточных славян) — догосударственные общности, социальные и этнополитические структуры восточных славян[1]. Образование союзов считается этапом на пути складывания государственности восточных славян. Под «союзами племён» подразумеваются сложные образования, носившие уже не родоплеменной, а территориально-политический характер.

Существует мнение, что восточнославянские догосударственные общности были не союзами племён, а вождествами; как и у других славян, предполагается переход от простых вождеств к сложным с дальнейшим развитием в направлении формирования государств[2].

Восточные славяне являются не географическим, а этноисторическим понятием. Считается, что история восточного славянства начинается с периода, когда из общеславянского (праславянского) языка начал выделяться самостоятельный восточнославянский язык — по лингвистическим данным в VII—VIII веках[3][4].

К числу восточнославянских племён принадлежали дулебы (Волынь и Припятское Полесье), белые хорваты (Северо-Восточное Прикарпатье), тиверцы (Поднестровье), уличи (первоначально нижней Днепр, затем междуречье Южного Буга и Днестра), волыняне (верховья Буга, Стыри и Горыни), древляне (верховья Тетерева и Ужа), дреговичи (бассейн Припяти, где позже сложилась Туровская земля) и поляне (Среднее Поднепровье), северяне (левобережье Среднего Поднепровья), вятичи (бассейн верхней и средней Оки), радимичи (бассейн Сожа), донские славяне (неизвестны русским летописям), кривичи, включая псковских (Псковско-Ильменский регион) и смоленско-полоцких, ильменские словене (Приильменье)[5].

Исторические описания и географическая локализация славянских племён Восточной Европы IX — первой половины XI веков основаны преимущественно на пяти комплексах текстов: раннем русском летописании, византийском трактате «Об управлении империей», латинском трактате «Баварский географ», еврейско-хазарской переписке и сочинениях арабских географов. Существует также ряд единичных упоминаний этнонимов в древнерусских памятниках: в «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха (список походов из летописей, который отличается от известий дошедших летописных сводов), Русской Правде (первая статья), «Поучении» Владимира Мономаха (список путей и войн) и Киево-Печерском патерике (рассказ о Кукше Печерском). Также имеется серия летописных известий XII века с упоминаниями «племенных» славянских этнонимов[6].