Попасная (станция)


Попа́сная[1][2] — крупная узловая железнодорожная станция I класса Донецкой железной дороги, которая находится в одноимённом городе Попасная Луганской области.

Здание железнодорожного вокзала на станции является памятником архитектуры местного значения под названием «Железнодорожный вокзал» (охранный № 243-Вр). Взят на государственный учёт решением Луганского облисполкома № 54, от 20 февраля 1992 года. Станция упомянута в знаменитом произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»[3].

Станция основана 1 декабря 1878 года в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии,[1] России. Основание станции, а при ней — посёлка железнодорожников Попасная, связано с прокладкой Донецкой каменоугольной железной дороги[4], строительством которой тогда занималось акционерное общество известного русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, организовавшего акционерное общество «Донецкая дорога». Датой основания станции является день начала движения по линиям Дебальцево — Попасная и Попасная — Краматорск. В то же время на станции Попасная было построено паровозное депо I класса, рассчитанное на 12 паровозов. Чуть позже, в 1880 году было открыто движение по железнодорожной линии Попасная — Лисичанск[5] (44 версты[4]), а в 1895 году линия была продлена до Купянска. Вокзал станции Попасная был построен в 1893 году и работает по сей день. Несмотря на все реконструкции, архитектурный стиль вокзала не был видоизменён. В начале XX века Попасная стала крупным железнодорожным узлом, через который на север страны отправлялся уголь и металл с Донецкого угольно-металлургического бассейна. В 1905 году на станции Попасная находился стачечный комитет. Об этом гласит мемориальная доска на здании вокзала. В 1917 году в здании вокзала станции Попасная работал штаб Красной Гвардии. 2 июня 1919 года в ожесточённом бою под станцией Попасная был взорван бронепоезд «Углекоп», который держал оборону Попасной от офицерской части Добровольческой армии белогвардейцев. На 3-м километре перегона Попасная — Пост 4 километр на высоком холме расположен обелиск в честь бронепоезда. В 1936 году станция и посёлок Донецкой железной дороги были переименованы[2] и носили название станция и посёлок имени товарища Л. М. Кагановича[6], но в 1943 году станции было возвращено первоначальное название. В начале 1970-х годов на станции была построена сортировочная горка. В 1980 году в строй введён Пост ЭЦ, а в 1986 году была автоматизирована и сортировочная горка. Путевая машинная станция (ПМС-134) в 1982 году была перенесена со станционной территории на новое, более масштабное место в западной части города, в направлении Артёмовска. После распада Союза ССР объёмы движения поездов по станции значительно упали, уменьшилось количество грузов и пассажиров, подвижной состав не обновлялся. В 1996 году была расформирована база запаса локомотивов при локомотивном депо Попасная.