Ритм в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве


Ритм в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве — способ эстетической организации (гармонизации) формы и художественно-образной выразительности в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, основанный на «присущих природе временных и пространственных закономерностях и взаимосвязях»[1].

В природе повторяемость, чередование каких-либо явлений, происходящее с определённой последовательностью — всеобщее свойство, универсальная закономерность организации материи, в том числе живых организмов, «биологические часы» жизнедеятельности человека. Природа живет по законам ритма: ритмично движение планет, ритмично дыхание, ритмично бьется наше сердце; это явление связано с асимметрией гравитационного пространства и законом энтропии.

Понятие ритма неотрывно от метра. Под «метрическим порядком» расположения каких-либо элементов понимают их равномерную последовательность; ритмические структуры основаны на неравномерных рядах, различных интервалах, чередовании акцентов и пауз. Отсюда следует определение ритма в музыке: «последовательность длительностей, образуемая чередованием акцентов и пауз»[2]. В философском смысле взаимодействие ритма и метра отражает «универсальный закон развития мироздания» и представляет собой «развёрнутую во времени бинарную оппозицию»[3]. Пространственно-временная сущность феномена ритма определяет его главное свойство во всех видах «визуальных искусств»: динамичность, подвижность, ощущение моторности, зрительного движения.

Это свойство метро-ритмических структур было осознано еще в античной эстетике: греч. metron — мера, измерение; phythmos — движение, течение, то же, что позднейшее «рифма». Метр является структурной основой любой ритмической конструкции. Так в античной архитектуре важное значение имело соотношение понятий ритм и эвритмия. Древнеримский зодчий Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (18—16 гг. до н. э.) под симметрией понимал «простую соразмерность», или метрическую норму, а под пропорциями — эвритмию, ритмическую, или динамическую, организацию элементов композиции. Он определил этим понятием «видимую соразмерность».

Эвритмия (греч. eurhythmia — стройность, устойчивость, повторяемость) — категория древнегреческой эстетики. Этот термин, введенный Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), обозначал качество, которое позднее стали именовать словом «гармония» (согласие, созвучие, совершенная целостность). Эвритмия, таким образом, представляет собой наиболее общее понятие, это «приятная внешность и подобающий вид» (лат. venusta species et commoduscue aspectus). Следовательно, опираясь на исторически сложившиеся категории, можно сформулировать следующие пары понятий:

Эвритмический тип гармоничных отношений, или пропорций, в практике античной архитектуры связывали с динамическими свойствами наклонных и диагональных линий; вертикаль и горизонталь соотносили с симметрией.