Ротари, Пьетро


Граф Пье́тро Анто́нио Рота́ри (итал. Pietro Antonio Rotari; 30 сентября 1707, Верона, Венецианская республика31 августа [11 сентября1762, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский (венецианский) живописец и гравёр, выдающийся портретист стиля рококо. Учился в Вероне, работал в Венеции, Риме, Вене, Дрездене и Мюнхене; с 1756 года в качестве придворного художника жил и работал в Санкт-Петербурге, где прославился сентиментальными портретами двора императрицы Елизаветы.

Ротари родился в одной из аристократических семей Вероны — известного в то время медика и учёного-естествоиспытателя Себастьяно Ротари (1667—1742) и его супруги Анны, урождённой Фракасси. Сначала он учился живописи только для того, чтобы просто скоротать время. В семилетнем возрасте был доверен обучению у фламандского живописца и гравёра Роберта Ауденарде. Около 1723 года юный художник перешёл в школу венецианца Антонио Балестры, «элегантного и строгого живописца, в работах которого обнаруживается удачное соединение венецианского колоризма с римским и болонским классицизмом». Вскоре Ротари стал его любимым учеником настолько, что получил задание между 1725 и 1731 годами «перевести священные изображения и мифологические сцены собственного изобретения в гравюру»[2].

С 1728 года Пьетро Ротари работал в Риме вместе с Франческо Тревизани, изучал памятники античности. В Венеции он копировал картины Тициана и Паоло Веронезе и не мог не поддаться влиянию, а, возможно, брал уроки у выдающегося мастера Джованни Баттисты Пьяццетты. В 1731 году Ротари отправился в Неаполь к Франческо Солимене, где оставался до 1734 года. Затем он снова жил в Вероне, имел собственную мастерскую и учеников, зарекомендовал себя как художник религиозных картин.

Из ранних работ известны несколько алтарных образов для веронских церквей, картины «Св. Людовик», «Вознесение Мадонны» (обе в Падуе), «Рождество Девы Марии» (в Риме), «Благовещение» (L Annunciazione) в Гуасталле и «Рождество» в Падуе, «Четыре мученика в Вероне» (1745, Ospedale di S. Giacomo). Из дрезденских работ известны «Портрет Карла, герцога Курляндского», «Св. Иаков», «Св. Магдалина», «Бегство в Египет», «Монах»; из мюнхенских — «Прерванный сон» и «Плачущая девочка».

В 1749 году за свои заслуги Пьетро Ротари был удостоен титула графа (conte)[3]. В 1750 году Пьетро Ротари по приглашению австрийской императрицы Марии Терезии переехал в Вену, где познакомился с швейцарским художником, мастером пастели, «живописцем королей и красивых женщин» Жаном-Этьеном Лиотаром, работы которого близки французскому рококо, и испытал значительное влияние его произведений[4].

C 1752 года Пьетро Ротари работал в Дрездене в качестве придворного художника саксонского курфюрста и польского короля Августа III, а затем в Мюнхене. В Дрездене Ротари сблизился с членами ордена иезуитов и писал алтарные картины для Католической церкви[5].