Русская неоготика


Ру́сская неого́тика или ру́сская го́тика (устар. — псевдоготика, ложная готика) — ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России XVIII — начала XX века[1].

Понятие «готический вкус» возникло в Российской империи в середине XVIII века и обозначало все художественные явления, противопоставлявшие себя классицизму (термин обозначал самый широкий круг явлений средневековой культуры, не обязательно только готического искусства). Для архитектуры русской «готики» второй половины XVIII века были характерны как элементы готического, так и древнерусского зодчества[1].

В период романтизма начала XIX века, с развитием исторических знаний о Средневековье, отношение к его искусству стало более дифференцированным: постепенно происходит разделение русского и неоготического стилей. В архитектуре неоготические постройки зачастую точно соотносят с историческими образцами, иногда напрямую копируют произведения прошлого[1].

В период эклектики и историзма 1840—1880-х годов неоготика в России характеризовалась буквальным подражанием готике в фасадах и интерьерах культовых, общественных и жилых зданий[1].

Терминами псевдоготика, ложная готика, русская готика в разное время обозначали условные наименования различных межстилевых и внутристилевых предромантических и романтических течений в русской архитектуре петровской, екатерининской, николаевской и александровской эпох, основанных на свободном сочетании элементов западноевропейской готики, византийской архитектуры и московского барокко с новациями работавших в этих стилях архитекторов. Русская готика появилась позднее становления неоготического направления в архитектуре стран Западной Европы (с середины, а в ряде случаев с начала XVIII века), и, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего. Термин «псевдоготика» возник по причине необходимости различать возрождение готического стиля в странах Западной Европы и различные романтические стилизации в русской архитектуре, не имеющие ренессансного содержания, поскольку в России не было подлинной средневековой готики. Термин «псевдоготика» неудовлетворителен, поскольку имеет пренебрежительно-негативный оттенок. В отечественной историографии конца XX — начала XXI века в связи с развитием общей теории стиля вместо термина «псевдоготика» исследователи предпочитают названия типа: романтическое внутристилевое течение такого-то стиля[2]. Согласно концепции С. В. Хачатурова «русская готика» является «оттеняющим» романтическим течением архитектуры русского классицизма конца XVIII века[3].