Свято-Никольский собор (Новогрудок)


Свя́то-Нико́льский собо́р (белор. Свята-Мікалаеўскі сабор) — православный храм в городе Новогрудке Гродненской области (Белоруссия), кафедральный собор Новогрудской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви.

Главный престол храма освящён во имя Святителя Николая Чудотворца, придельный — во имя святой великомученицы царицы Александры). Первоначально был католическим храмом монастыря францисканцев, с 1846 года стал православным. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра Александровичей в церкви появились ценная икона Св. Николая и дарохранительница. Памятник архитектуры позднего барокко, приобретший после перестройки (или после пожара 1852 года) элементы русско-византийского стиля. В соборе имеются икона XVIII века «Богоматерь Одигитрия» и иконостас второй половины XIX века.

Монастырь ордена францисканцев существовал в Новогрудке уже в 1323 году, что следует из письма великого князя Гедимина к Папе Римскому. Постройка деревянного костёла датируется 1434 годом. Храм, первоначально как костёл Cв. Антония[6][7][8] при монастыре францисканцев, был возведён из кирпича в 1780 году[Комм 1][1][2][5][9] на ул. Бернардинской, на пожертвования Елены Радзивилл[10] и подстольного новогрудского Томашa Войниловичa[11][12]. Местом постройки был выбран центр города, а именно северный угол рыночной площади[13].

Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 года[6][3])[1][2][7] или, возможно, до этого года, будучи освящённым в честь Николая Чудотворца[10]. При этом произошла перестройка костёла, именно которая и привнесла в него черты русско-византийского стиля[6][3][4]. По другой версии, черты этого стиля были привнесены в собор после пожара 1852 года, когда состоялась капитальная перестройка храма на средства прихожан: именно тогда звонница, чьим завершением послужил глухой деревянный восьмерик с луковичной главкой, сменила на главном фасаде барочный фронтон[10][Комм 2], будучи устроенной в арках наружных стен храма. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму[14]. Таким образом, для перехода от звонницы ко второму ярусу были выбраны меньшие по размеру арочные формы[13]. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры. В реконструкции собора приняли благотворительное участие старшие сыновья Александра II, цесаревичи Николай и Александр Александровичи[14].