Сирийское христианство


Сири́йское христиа́нство (сир. ܡܫܝܚܝܘܬܐ ܣܘܪܝܝܬܐ, mšiḥyuṯo suryoyto или mšiḥāyūṯā surāyṯā) представляет собой особую ветвь восточного христианства, чьи основные богословские сочинения и традиционные литургии написаны на классическом сирийском языке, разновидности арамейского[1][2][3]. В более широком смысле этот термин может также относиться к арамейскому христианству в целом, охватывая, таким образом, все христианские традиции, основанные на литургическом использовании арамейского языка и его вариаций, как исторических, так и современных[4][5][6].

Наряду с греческим и латинским, классический сирийский был одним из трёх наиболее важных языков раннего христианства[7]. На нём развилась особая сирийская форма христианства, которая процветала на Ближнем Востоке и в других частях Азии в период поздней античности и Раннего Средневековья, дав начало различным литургическим и деноминационным традициям, представленным в современном мире несколькими церквями, которые продолжают религиозное и культурное наследие сирийского христианства[8][9].

Сирийское христианство включает в себя две литургические традиции[10]. Восточно-сирийский обряд (также известный как «халдейский», «ассирийский», «сасанидский», «вавилонский» или «персидский обряд»)[11], основной анафорой которого является Священная Курбана святых Фаддея и Мария. Его используют иракская Халдейская католическая церковь, Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, а также индийская Сиро-малабарская католическая церковь и Халдейская сирийская церковь (последняя является частью Ассирийской церкви Востока).

Западно-сирийский обряд (также называемый «антиохийским сирийским обрядом» или «обрядом святого Иакова»), анафора которого имеет Божественную литургию святого Иакова. Его используют Сирийская православная церковь, ливанская Маронитская церковь и Сирийская католическая церковь, а также индийская Сиро-маланкарская католическая церковь, Маланкарская православная церковь, Сирийская христианская церковь якобитов (часть Сирийской православной церкви), Малабарская независимая сирийская церковь. Модифицированная версия этого обряда используется Сирийской церковью Маланкара мар Тома[12][13][14] и более реформатской Евангелической церковью святого Фомы Индии.