Стеклярусный кабинет


Стеклярусный кабинет — самый известный из интерьеров Китайского дворца в Ораниенбауме, на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец создан по заказу императрицы Екатерины II в 1762—1768 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Украшен двенадцатью панно, на которых по стеклярусному фону-основе вышиты синелью (французским объёмным шёлком) пейзажи в стиле шинуазри. Общая площадь панно — 41 м².

Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Во время Второй мировой войны в Ораниенбауме не было фашистов и все дворцы сохранились. Двенадцать панно (из них два десюдепорта) вышиты девятью русскими мастерицами под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шен синелью (разноцветными ворсистыми шёлковыми нитями) с использованием стекляруса, изготовленного на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским учёным М. В. Ломоносовым[1]. На панно изображены причудливые пейзажи в стиле шинуазри и фантастические птицы, обрамлённые затейливым рокайльным орнаментом. В композициях преобладают золото, красные, синие и зелёные цвета. Подобные вышивки были распространены во Франции XVIII века. Поэтому традиционно считалось, что они были привезены из парижской мастерской мадам де Шен, а всю комнату именовали «Французским покоем». В 1970-х годах были опубликованы материалы, доказывающие, что панно выполнены русскими мастерицами под руководством мадам де Шен, состоявшей в то время на русской службе в Санкт-Петербурге[2].

Панно имеют высоту 3,63 м, ширину 1, 5 м. Для панно использованы картоны французского художника-декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пильмана, в 1766—1767 годах работавшего в Санкт-Петербурге. Известность получили его альбомы гравированных рисунков «Стилизованные цветы в китайском стиле для шёлка и ситцев» (Fleurs stylisées à la chinoise pour la soie et le chintz, 1760), «Рисунки цветов, орнаментов, картушей, фигур и сюжетов в китайском стиле» (Œùvre de fleurs, ornements, cartouches, figures et sujets chinois, 1776)[3].

Согласно иной версии, для панно были использованы эскизы итальянского художника Серафино Бароцци, который в 1765—1768 годах осуществлял росписи в интерьерах Китайского дворца и павильона Катальной горки. В «Передней» Китайского дворца С. Бароцци написал плафон «Аполлон и искусства» и создал орнаментальные росписи. Для Большого Китайского кабинета братья Бароцци написали плафон «Союз Европы и Азии».

Орнаментальные обрамления стеклярусных панно составляют «перистые» рокайли, а разделяющие их пилястры из резного золочёного дерева стилизованы под стволы пальм. «Пальмовые колонны» — характерный элемент архитектуры фридерицианского рококо Пруссии. Похожие колонны установлены по периметру «Китайского чайного домика» в парке Сан-Суси (архитектор Й. Г. Бюринг, 1754—1757), в интерьере церкви Св. Николая в Лейпциге (И. Ф. Доте и А. Ф. Ойзер, 1784—1787).