Пильман, Жан-Батист


Жан-Бати́ст Пильма́н (фр. Jean-Baptiste Pillement; 24 мая 1728, Лион — 26 апреля 1808, Лион) — французский художник, живописец-пейзажист, рисовальщик-орнаменталист, гравёр, мастер офорта, и декоратор интерьеров в стиле рококо. Мастер стиля шинуазри.

Жан-Батист Пильман происходит из лионской ветви семьи потомственных живописцев лотарингского происхождения. Художниками были его дед, отец, ближайшие родственники отца. Жан-Батист был заядлым путешественником, жил между Варшавой, Лондоном, Лиссабоном и Парижем.

В 1743 году он переехал из Лиона в Париж, где был нанят Жан-Батистом Удри в качестве ученика рисовальщика на Мануфактуре Бове (в 1733—1734 годах Удри был директором мануфактуры). В 1745 году Пильман уехал в Мадрид, где пробыл пять лет. Далее путешествовал по Европе. Писал пасторальные пейзажи: деревенские виды, пастухи, пастушки, ведущие своих коз и овец к ручью, водяная мельница, скалистые возвышенности, покрытые пышной растительностью, и поэтизированные руины. В 1750 году в возрасте двадцати двух лет он переехал в Португалию, в Лиссабон, где его живописные работы пользовались успехом. Соблазн дальнейших путешествий заставил его отказаться от предложения стать придворным живописцем короля Португалии Жозе I. В 1754 году он переехал из Лиссабона в Англию, в Лондон, всего за год до сокрушительного лиссабонского землетрясения.

Пильман провел в Англии восемь лет, затем побывал в Голландии, Германии, изучал английскую, немецкую и голландскую пейзажную живопись. Он был вдохновлен картинами голландского художника Николаса Берхема. В этот период Пильман познакомился со знаменитым английским актёром и драматургом Дэвидом Гарриком и его австрийской женой Евой Марией Вайгель, которые стали страстными коллекционерами его работ. Затем, в 1763 году, Пильман отправился в Вену, где служил при императорском дворе Марии Терезии и её супруга Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745 году. В 1765 году он уехал из Вены в Варшаву. Для польского короля Станислава Августа Понятовского оформлял интерьеры Королевского замка в Варшаве, где создал «Китайскую комнату», и резиденции в Уяздове.

В 1766—1767 годах был в Санкт-Петербурге, где с его именем (по одной из версий) связывают создание панно Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме, пригороде российской столицы.