Степанчонок, Василий Андреевич


Родился 4 апреля 1901 года. Его родители долго жили и работали на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в Харбине.

В августе 1915 года Василий поступил в Хабаровское техническое железнодорожное училище и после его окончания в апреле 1918 года стал работать на КВЖД ремонтником путей. Был участником Гражданской войны. Воевал в партизанском отряде, участвовал в боях за взятие города Никольск-Уссурийска в январе 1920 года. Весной этого же года принял участие в бою с японцами у города Спасска-Приморского на бронепоезде «Освободитель». После Гражданской войны снова вернулся на КВЖД.

В 1923 году Степанчонок вступил в ряды Красной армии. Последовательно окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков (1924), Борисоглебскую школу военных лётчиков (1925) и Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1926). С 1926 года Степанчонок был лётчиком-инструктором и командиром звена Качинской школы военных лётчиков. С 1930 года - командир звена Луганской школы военных лётчиков им. Пролетариата Донбасса.

С 1931 года Василий Андреевич находился на летно-испытательной работе в НИИ ВВС СССР. Проводил заводские и государственные испытания самолетов и планеров А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова и других авиаконструкторов: И-5, Г-63, И-15, И-16, ИП-1, ДИ-6, Г-23, ДБ-3, И-26 (Як-1), И-301 (ЛаГГ-1), ДБ-3Ф, УТИ-26 (Як-7), Пе-3. Участвовал в испытании «Звена Вахмистрова».[1] Был участником пилотажной группы «Красная пятерка».

В июне 1936 года Степанчонок был в своей первой загранкомандировке в Бельгии и Англии. Осенью этого же года вновь находился в Бельгии и Англии, где в Лондоне показал свой высокий класс в демонстрационных полетах на аэродроме в Хендоне. В 1937-1938 годах находился в командировке во Франции и США, подробности этих поездок неизвестны.[2]

Погиб Василий Андреевич Степанчонок 5 апреля 1943 года в испытательном полёте на И-185 конструкции Поликарпова. В акте по этой катастрофе виновными были названы агрегатный завод и сам Степанчонок.[3] В ночь с 7 на 8 апреля тело летчика было кремировано и урна с прахом была захоронена 8 апреля в колумбарии Новодевичьего кладбища в «секторе Моссовета».[2]