Сумедха


Сумедха (пали Sumedha) — согласно буддийским текстам, был воплощением Будды Готамы в прошлых жизнях, когда он заявил о своём намерении стать буддой. Традиции рассматривают жизнь Сумедхи как начало духовного пути, который проходит через множество жизней и ведёт к достижению Готамой состояния будды в его последней жизни. Родившись в семье брахманов, Сумедха ушёл в горы и стал вести жизнь аскета. Однажды он встретил Будду Дипанкару (санскр. Dīpaṃkara) и предложил ему своё тело в качестве моста для перехода через грязь. Во время этого жертвоприношения он дал обет, что станет буддой в будущей жизни, и Дипанкара подтвердил это в своём пророчестве.

Встреча Сумедхи и Будды Дипанкары — это старейшая из дошедших до нас буддийских историй о пути бодхисатты, описывающая тхеравадинскую интерпретацию этого идеала. Это наиболее подробная история из прошлых жизней Будды и один из самых популярных сюжетов в буддийском искусстве. Его изображение можно встретить во многих храмах в странах тхеравады. История Сумедхи упоминается во множестве буддийских произведений и часто приводится буддистами тхеравады как пример бескорыстного служения.

Жизнь Сумедхи описана в палийской «Буддхавамсе» и джатаках, которые основывались на первом источнике. В санскритских текстовых традициях также есть повествования о жизни Сумедхи. Сюжеты, принадлежащие санскритской традиции, очень похожи на палийские, что привело индологов Кеннета Нормана и Ричарда Гомбрича[англ.] к мысли, что они могли возникнуть во времена досектантского буддизма, возможно, уже через сто лет после паринирваны Будды Готамы[2][3]. С другой стороны, буддолог Ян Наттье утверждает, что отсутствие упоминаний о Будде Дипанкаре в самых ранних палийских суттах указывает на то, что предания об этом будде стали распространяться только спустя несколько столетий после паринирваны Будды Готамы[4]. Другой специалист по буддизму Наоми Эпплтон утверждает, что биографический материал был отчасти «зафиксирован не позднее VI века нашей эры»[5].

Китайские паломники, такие как Фасянь (337—422 г. н. э.), идентифицировали место, где Сумедха мог встретить Будду Дипанкару, как Нангархар (Афганистан). Фасянь сообщил о святилище Дипанкары: очевидно, для буддистов Гандхары было важно обозначить, что их страна также является источником духовной жизни Будды Готамы[6]. Поскольку в районе к северо-западу от Индии, особенно в Гандхаре, обнаружили множество изображений, связанных с рассказом о Сумедхе, было высказано предположение, что события развивались именно там[4]. Тем не менее, сюжет, касающийся волос, оставшихся на земле после чудесного вознесения, встречается также в районах Аджанты и Наланды[7]. Есть некоторые свидетельства того, что это повествование имело распространение и в Аджанте[8].