Троицкий мост (Санкт-Петербург)


Тро́ицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших[2][3][4] петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства[5]. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса»[6].

Первый наплавной мост построен в 1803 году[⇨]. В 1897—1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль»[fr] и при участии русских инженеров сооружён постоянный металлический мост[⇨]. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м)[7]. В 1965—1967 годах был перестроен разводной пролёт[⇨], в 2001—2003 годах проведена реконструкция моста[⇨].

Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). За мостом начинается Каменноостровский проспект. Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан[8][9].

Выше по течению находится Литейный мост, ниже — Дворцовый мост (через Большую Неву) и Биржевой мост (через Малую Неву)[6].

Находившийся с 1803 года плашкоутный мост в 1804 году получил название Петербургский мост[10]. Перестроенный в 1824—1827 годах мост предполагалось назвать Суворовским по расположенной напротив моста Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Однако в 1827 году мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В 1891 году Дума предложила назвать строящийся постоянный мост Александро-Мариинским по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны[11], однако император повелел сохранить за мостом наименование Троицкого[12][13]. В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства[14]. После гибели С. М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост[15][16]. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким[17].

В честь моста назван танкер «Троицкий мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи» и спущенный на воду 25 февраля 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов[18][19].