Урсакий Сингидунский


Урсакий Сингидунский (лат. Ursacius Singidunensis) (ум. после 371) — церковный деятель IV века, епископ Сингидуна (современный Белград) в провинции Верхняя Мёзия. Активно участвовал в арианском споре на стороне противников Первого Никейского собора. С деятельностью Урсакия и другого балканского епископа, Валента Мурсийского, связывается распространение арианства на западе Римской империи[1]. Как правило, в источниках и церковно-исторических исследованиях Урсакий и Валент называются вместе. Иногда их вместе с Герминием Сирмийским объединяют в «иллирийское трио»[2].

Впервые Урсакий становится известным на Тирском соборе 335 года[3], где добивался осуждения александрийского епископа Афанасия. Начиная с 351 года Урсакий и Валент становятся теологическими советниками императора Констанция II и наиболее важными представителями омийства на Западе. Их роль была определяющей в принятии II сирмийской формулы, отвергнувшей никейское учение о единосущии, и в организации соборов в Аримине и Селевкии.

В событиях церковной полемики IV века Урсакий и Валент часто действовали совместно. Родиной их считается Западный Иллирик. Во время ссылки туда Ария в 325 году они от него лично познакомились с арианским учением[4]. Между 325 и 335 годами они были пресвитерами у православного епископа, но за свою склонность к арианству были низложены. Около 335 года они были посвящены арианами в епископы. Первое событие, в котором они принимали активное участие, было низложение Афанасия Великого на Тирском соборе 335 года[5]. С целью расследования обвинения Афанасия в том, что по его приказу александрийский пресвитер Макарий произвёл нападение на мелитианского пресвитера Исхиру, опрокинул престол и разбил потир, Урсакий и Валент называются в числе епископов, отправившихся в Мареотиду для расследования обвинений, выдвинутых против александрийского епископа[6]. Путём насилия и допросов не имеющих отношения к делу язычников комиссия собрала требуемые сведения, и, невзирая на их противоречивость, Афанасий был осуждён[7]. В сентябре того же года участники собора отправились в Иерусалим для участия в торжествах по случаю освящения храма Гроба Господня. На состоявшемся одновременно с этим соборе Арий был принят в церковное общение[8].

Между тем Афанасий обратился лично к императору с просьбой, чтобы он сам выслушал жалобы на него и его оправдания. Константин потребовал прибытия участников собора в Константинополь. Прибыли не все, а только главные вожди арианства — Евсевий Кесарийский, Евсевий Никомедийский, Патрофил, Урсакий и Валент. На этом собрании против Афанасия были выдвинуты новые обвинения, по результатам рассмотрения которых он был сослан в Трир[9].