Фонвизин, Артур Владимирович


Артур Владимирович Фонвизин (11 января 1883 года, Рига — 19 августа 1973 года, Москва) — советский живописец-акварелист.

Родился 30 декабря 1882 года (11 января 1883 года) в Риге, в семье лесничего немецкого происхождения.

По окончании пятого класса гимназии, в 1901 году поступил на учебу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Первое время подписывал свои произведения «фон Визен»[4]. Его учителями были К. Н. Горский, В. Н. Бакшеев, Н. А. Клодт[5].

В училище познакомился с Михаилом Ларионовым, лидером группы молодёжи, готовой «ниспровергать старое искусство». После того, как группа устроила выставку, не разрешённую начальством училища, был исключён из училища вместе с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным.

С 1907 года был заметным участником выставок «Голубая роза» (1907), «Венок—Стефанос» (1907—1908), «Золотое руно» (1908—1909), первой выставки «Бубнового валета» (декабрь 1910 г.), выставок «Союза молодёжи» (1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень»(1913), вступил в «Мир искусства». Произведения этого периода можно охарактеризовать как символистские, в стиле так называемого «лирического примитива». Самые известные работы — «Невеста» (1902), «Леда» (1904), «Композиция с фигурой Христа» (1904).

После начала первой мировой войны переехал в Тамбовскую губернию, много писал с натуры, преподавал живопись. В 1918 году заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове. В 1922 году стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в её выставках. В 1923 году преподавал в Нижегородском художественном техникуме. В 1926-27 годах вернулся в Тамбовскую студию изобразительного искусства. В 1927 году вернулся в Москву. В 1928 году вступил в Общество московских художников и Ассоциацию художников революционной России. В это же время перешёл к технике акварели, ставшей его призванием на всю жизнь. В 1929 посетил Ленинград, где зарисовывал виды города, в начале 1930-х путешествовал в Керчь и Асканию-Нова. Другие работы тех лет — иллюстрации к «1001 ночи» (1932), «Немецкой романтической повести» (1936), к сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес» (1937).