Рибера, Хосе де


Хосе де Рибе́ра или Хусепе Рибе́ра (исп. José de Ribera, Jusepe Ribera, Josephus Ribera; 12 января 1591 или 1588, Хатива, Валенсия, Испания — 3 (2) сентября 1652, или 1656, Неаполь) — выдающийся испанский живописец, рисовальщик и гравёр эпохи барокко. Родом из Валенсии. Ученик Ф. Рибальты. Работал в Италии, вначале в Риме, а затем в Неаполе, входившем тогда в испанские владения. караваджист. Более известен под своим итальянизированным именем «Хусепе Рибера» и под прозванием Спаньолетто (итал. Lo Spagnoletto), или, по-испански: «El Españolito» («Маленький испанец»), которое он получил из-за небольшого роста. Свои картины подписывал «Josephus Ribera. Hispanus», или просто «español» (испанец), иногда добавляя: «accademicus Romanus». Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях, в частности, в соборе св. Януария[9].

Хосе де Рибера родился в Хативе, где и был крещён в приходе Санта-Текла 17 февраля 1591 года. Он был сыном Симона Риберы, сапожника, и Маргариты Куко. При крещении получил имя Хоан Хосеп (Joan Josep). У него был брат по имени Хуан, который также посвятил себя живописи, хотя о нём известно очень мало[10]. Как сообщает биограф Паломино, Хусепе Рибера учился в мастерской испанского живописца Франсиско Рибальты. Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны[11]. Вероятно, не позднее 1613 года (возможно в 1606 году) он отправился в Италию чтобы изучать картины старых мастеров, сначала на север, в Кремону, Милан и Парму, затем отправился в Рим, где познакомился с произведениями Гвидо Рени и Лодовико Карраччи. На молодого художника не мог не произвести впечатление как болонский академизм братьев Карраччи, так и суровый тенебризм, развитый у проживавших в городе голландских караваджистов. Идентификация нескольких юношеских картин Риберы показывает, что его можно считать одним из первых последователей самого Караваджо.

Неаполь был в то время столицей испанского вице-королевства и переживал период коммерческого изобилия, способствовавшего развитию искусства. Католическая церковь и частные коллекционеры, многие из них были испанцами, стали основными заказчиками художника. Первую известность Рибера приобрёл своими гравюрами, они были даже в коллекции Рембрандта.

В Неаполе Рибера женился на шестнадцатилетней Катерине Аццолино. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где их ценили и многократно копировали. Он был хорошо известен на родине и доказательством этого является то, что 1630 году в Неаполе его посетил Диего Веласкес. В 1626 году Рибера был избран членом римской Академии Святого Луки.

Хосе де Рибера жил в Неаполе до конца своих дней, он похоронен в церкви Санта-Мария-дель-Парто в неаполитанском районе Мерджеллина.