Чеймберс, Уильям


Сэр Уильям Чеймберс, также Чемберс (англ. Sir William Chambers, 23 февраля 1723, Гётеборг — 10 марта 1796, Лондон) — шотландский архитектор, декоратор и проектировщик мебели, создатель уникального стиля, соединяющего элементы рококо, раннего английского неоклассицизма и восточные мотивы.

Уильям Чеймберс родился в семье шотландского торговца[5], переселившейся в его детстве в Йоркшир, северная Англия. С 1740 года Чеймберс работал в Шведской Ост-Индской компании. В качестве служащего этой компании он объездил многие страны Европы и Дальнего Востока. Из поездки в Китай (1748—1749) Чеймберс привёз множество рисунков, акварелей и гравюр, в немалой степени способствовавших распространению моды на «китайский стиль», или шинуазри.

После возвращения в Европу Чеймберс с 1749 года учился архитектуре в Парижской школе изящных искусств у Жака-Франсуа Блонделя Младшего и Шарля Де Вайи. Следующие пять лет он провел в Риме, где изучал античное искусство и архитектуру эпохи Возрождения школы Браманте и Рафаэля. В 1755 году он вернулся в Англию и поселился в Лондоне, где занялся архитектурной практикой[6]. В 1757 году по рекомендации лорда Бьюта он был назначен учителем архитектуры принца Уэльского, будущего короля Георга III. С 1761 года Чеймберс занимал неофициальный пост Приглашённого архитектора короля (Joint Architect to the King), а затем, с 1766 года вместе с Робертом Адамом, архитектором короля (неофициальный титул), возглавлял Управление работ (Office of Works), в 1769—1782 годах — был генерал-интендантом по строительству и контролёром по делам короля[7].

В последующие годы Чеймберс под влиянием творчества Роберта Адама и мастерской «Адельфи», а также, используя уроки Ш.-Л. Клериссо в Риме, обратился к эстетике неоклассицизма, или, как тогда его называли, стиля неогрек, помпейского, или этрусского, стилей.

В 1757 году Чеймберс опубликовал книгу «Чертежи китайских зданий» с изображениями садовых павильонов, мебели, экзотических костюмов и китайских садов (Designs of Chinese Buildings, Furniture, Dresses, Machines, and Utensils. To which is annexed, a Description of their Temples, Houses, Gardens, &c. 1757). Эта книга оказала влияние на многих английских художников «живописного стиля», или стиля «пикчуреск», а также на творчество Томаса Чиппендейла. В 1759 году Чеймберс опубликовал «Трактат о гражданской архитектуре» (переиздан в 1862 году).