Черновцы (станция)


Черновцы — промежуточная станция Ивано-Франковской дирекции Львовской железной дороги на линии Черновцы-Северная — Вадул-Сирет между станциями Черновцы-Северная (отстоит на 2 км) и Черновцы-Южная (6 км). Расположена в городе Черновцы. Расстояние до станции Вадул-Сирет — 40 км[4].

История Черновицкой железной дороги начинается в тот период, когда город Черновцы был административным центром Буковинского округа Королевства Галиции и Лодомерии. В 1841 году правительство Австрийской империи утвердило Программу, в которой, среди прочего, было предусмотрено развитие железной дороги в Галичине. Линия из Вены до Львова должна была быть построена к 31 декабря 1863 года, а после продолена до Черновцов[5].

3 ноября 1861 года первый поезд, который назывался «Ярослав», проследовал из Вены во Львов. После этого активными темпами, в две смены, началось строительство железнодорожной линии Львов — Черновцы протяженностью 267 км, проходившей через Ходоров и Станиславов. Несмотря на трудности — дорога прокладывалась через мочары (сильно переувлажненные почвы), горы и леса — работы, которыми руководил английский подрядчик Томас Брасси (до этого построил треть всех железных дорогах Великобритания, а также Великую магистральную железную дорогу[англ.] в Канаде), были завершены за два года[6].

1 сентября 1866 года первый поезд из Львова пришел в Черновцы — к тому времени уже столицу коронной земли Герцогство Буковина. Встречали его пушечными залпами при огромном стечении народа[7].

К открытию железнодорожного движения до Черновцов был построен первый, сравнительно небольшой вокзал. Его размеров было достаточно в первые годы функционирования станции (так, за 1867 год — первый год работы станции — было зарегистрировано всего лишь 20 062 прибывающих и 21 256 уезжающих пассажиров), однако число прибывающих и уезжающих пассажиров выросло до более чем полумиллиона в год к концу XIX века[2]. Поэтому перед городом и железнодорожными властями остро стала необходимостью строительства нового вокзала значительной вместимости, соответствующего статусу столицу коронной земли, способен принимать как самых важных, сановных, так и самых требовательных гостей.

Новый вокзал был спроектирован в стиле венский сецессион, возможно, самим Отто Вагнером, который имел опыт строительства железнодорожных пассажирских зданий на станциях Венского штадтбана[1][2]. Фундамент здания был заложен 16 сентября 1906 года, работы продолжались более трех лет. Торжественное открытие нового железнодорожного вокзала состоялось 30 ноября 1909 года.