Штиглиц, Александр Людвигович


Барон Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц (иногда неправильное «Щтиглиц») (1 [13] сентября 1814, Санкт-Петербург — 24 октября [5 ноября1884, Санкт-Петербург) — крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат, благотворитель.

Сын придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица (1778—1843) и Амалии Анжелики Кристины Готтшалк (1777—1838).

Окончив Дерптский университет, в 1840 году А. Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов Российской империи, на должность члена Мануфактурного совета. В 1843 году, после смерти отца, как единственный сын, унаследовал всё его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира.

В 18401850 годах успешно реализовал за границей шесть 4-процентных займов на строительство Санкт-Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. При его участии во время Крымской войны были получены значительные внешние займы. А. Л. Штиглиц занимался предпринимательской деятельностью. Им были основаны в Нарве суконная и льнопрядильная фабрики, преобразованные в 1880 году в Товарищество нарвской суконной мануфактуры, и Екатерингофская бумагопрядильня.

В 1846 году был избран биржевым купечеством Санкт-Петербурга, председателем Биржевого комитета. Неоднократно переизбирался, занимал эту должность в течение 13 лет. Принимал участие во всех крупных операциях российского правительства на внутреннем и внешнем рынках. Через банкирский дом барона Штиглица правительство России поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. В 1855 году Штиглиц совместно с бароном Фелейзеном занялся постройкой железной дороги из Петербурга в Петергоф (Петергофская железная дорога) и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога), которую затем подарил своему компаньону.

В 1857 году А. Л. Штиглиц выступил соучредителем Главного общества российских железных дорог, созданного для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, побережьем Балтийского и Чёрного морей.