Элимы


Элимы (греч. Ἔλυμοι; лат. Elymi) — один из трёх древнейших народов Сицилии. Они населяли западную часть острова в период бронзового века и классической античности. По одной из гипотез, которая находит подтверждение согласно данным генетического анализа, предки элимов прибыли на Сицилию из Малой Азии около XIII века до н. э. Главными городами элимов были Сегеста, Эрикс и Энтелла.

В VIII—VI веках до н. э. на Сицилии появилось около десяти крупных греческих и финикийских колоний. Элимы быстро эллинизировались, переняв у новых соседей культуру, язык и верования. Отношения коренного народа Сицилии и колонистов не ограничивались культурным обменом. Античные источники сообщают о войнах между городами элимов с Карфагеном, Селинунтом, Сиракузами и др. Так в 307 году до н. э. тиран Сиракуз Агафокл приказал убить около десяти тысяч мужчин Сегесты, а женщин и детей продал в рабство.

После Первой Пунической войны (264—241 годы до н. э.) элимы попали под власть Рима, а затем были ассимилированы.

Существует две версии о происхождении элимов. Наиболее древним описанием того, как в Сицилии появились элимы является процитированное у Дионисия Галикарнасского утверждение Гелланика (V век до н. э.), который писал, что «тремя поколениями ранее Троянской войны» энотры изгнали элимов из южной Италии на Сицилию[1]. Другую версию излагает Фукидид — в его «Истории» элимы появились после Троянской войны в результате переселения беглых троянцев с примкнувшими к ним фокейцами[2][3]. В «Александре» Ликофрона (320—280 годы до н. э.) пророчица Кассандра рассказывает, как «звероподобный детёныш» станет основателем трёх городов на самых дальних рубежах Сицилии. К нему прибудет внебрачный сын Анхиса Элим. Современные комментаторы считают, что речь идёт о главных городах элимов Сегесте, Эриксе и Энтелле[4][5].

По всей видимости, источником информации для Ликофрона стал несохранившийся труд историка Тимея, на который ссылается и Плутарх. В жизнеописании «Никия» Плутарх приводит несколько утверждений Тимея, в том числе такое: «Геракл, видимо, помогал сиракузянам ради Коры, от которой он получил Кербера, и гневался на афинян за то, что они оказывали помощь гражданам Эгесты, отпрыскам троянцев, тогда как сам Геракл за обиду, нанесённую ему Лаомедонтом, разрушил Трою»[5][6]. Вне зависимости от того, какой из версий придерживаются авторы, все они, как античные, так и современные, соглашаются с тем, что элимы — народ пришлый. Современные исследователи склоняются к малоазийской версии происхождения элимов. По одной из версий, Гелланик был менее точен, поскольку писал в период, когда элимы распространили свою власть почти на всю Сицилию, подчинив себе, в том числе, племя сиканов. Геллиник, вероятно, считал элимов и сиканов единым народом[5].

Археологические находки свидетельствуют в пользу малоазийского происхождения элимов[5]. Данные генетики подтверждают гипотезу о прибытии предков элимов из Малой Азии[7].