1-й автобоевой отряд


1-й автомобильный боевой отряд (автобоевой отряд) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете — специальное подразделение для охраны членов советского правительства.

На момент создания автобоевой отряд (позже автобронеотряд), учитывая возложенные на него задачи, метод комплектования личным составом, уровень подготовки бойцов, материально-техническое обеспечение и вооружение, представлял собой, фактически, первое подразделение специального назначения (спецназ) РСФСР. Подразделение структурно не входило ни в состав Красной Армии, ни в состав ВЧК, подчинялось непосредственно Председателю ВЦИК Я.М. Свердлову.

24 февраля 1918 г. — председатель ВЦИК Я. М. Свердлов подписал Постановление о формировании специального воинского подразделения под названием «1-й автобоевой отряд при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете».

Первоначально численность подразделения была небольшой — до трёх десятков бойцов. Но вооружены они были по тем временам неплохо: два броневика «остин», четыре грузовика «Фиат» с установленными в кузовах на специальной вертушке спаренными пулемётами «Максим», несколько легковых автомобилей и мотоциклов с ручными пулемётами. В списках автоотряда числился С.К. Гиль — личный шофёр В. И. Ленина.

Первым серьёзным заданием стало обеспечение безопасности переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 года. Это особо важное мероприятие проводилось как настоящая чекистская специальная операция с соблюдением строжайшей секретности. Были выделены два бывших царских поезда с великолепно оборудованными вагонами. Их подогнали ночью к тихой и безлюдной железнодорожной платформе «Цветочная». Туда же были тайно доставлены охраняемые броневиками отряда ВЦИК члены рабоче-крестьянского правительства и перевезено все имущество. С погашенными огнями поезда медленно покинули место погрузки.

На станции Малая Вишера правительственный поезд был остановлен солдатами-анархистами, однако бойцы отряда окружили состав с нападавшими и под угрозой пулемётов разоружили их. Правительственный поезд благополучно проследовал дальше. До Москвы больше происшествий не случилось.