Braniff International Airways


Braniff Airways, действовавшая под торговой маркой Braniff International Airways (рус. Международные воздушные трассы Брэниффа) — ныне упразднённая американская авиакомпания.

Была основана в 1928 году братьями Брэниффами: пилотом Полом  (англ.) и банкиром Томасом  (англ.). В основном работала на Среднем Западе, откуда также выполняла полёты на юго-запад США, в Мексику, Центральную и Южную Америку; в 1970-х годах помимо этого выполняла полёты ещё в Европу и Азию. Единственная американская авиакомпания, эксплуатировавшая сверхзвуковой самолёт «Конкорд». Входила в десятку крупнейших авиакомпаний мира, но после принятия в 1978 году закона о дерегулировании авиаперевозок не смогла приспособиться к условиям свободного рынка и в мае 1982 года была ликвидирована.

Основателем авиакомпании был Пол Ривер Брэнифф  (англ.) (1897—1954) — ветеран Первой мировой войны, а также пионер авиации. Пилотировать самолёт он научился в 1919 году, а в 1923 году от самого Орвилла Райта (один из изобретателей самолёта) получил лицензию гражданского пилота № 690, после чего с 1924 года на биплане Curtiss JN-4 Jenny стал заниматься частными воздушными перевозками. Вместимость самолёта «Дженни» была совсем небольшой — 1 пилот и 1 пассажир, поэтому в 1928 году Пол Брэнифф убедил своего старшего брата Томаса Элмера Брэниффа  (англ.) (1883—1954), занимавшегося страховым бизнесом, и ещё четырёх инвесторов приобрести за 11 000 долларов моноплан Stinson Detroiter  (англ.). Для сравнения, за эту сумму тогда можно было приобрести дом с тремя спальнями, но зато братья Брэнифф получили в пользование шестиместный самолёт с закрытой кабиной, которая к тому же имела подогрев, что повышало комфорт полётов[1].

Официально самолёт новообразованной авиакомпании Paul R. Braniff, Inc., Airline начал выполнять полёты из Оклахома-Сити в Талсу  — между двумя крупнейшими городами Оклахомы (длина маршрута — 116 миль (187 км)) — с 20 июня 1928 года, хотя по некоторым свидетельствам полёты начали выполняться ещё в мае. Полёты из Оклахома-Сити в Талсу и обратно выполнялись три раза в день с понедельника по пятницу. Фактически это было семейное предприятие Брэниффов: президент компании Пол Брэнифф работал пилотом, его брат Томас был вице-президентом, а отец Джон П. Брэнифф (англ. John P. Braniff) выполнял функции вспомогательного персонала, отвечая за продажу билетов, погрузку багажа и обслуживание пассажиров. Официально поначалу единственным пилотом в компании был сам Пол, пилотом-дублёром — Морис Маррс (англ. Maurice Marrs)[1].


Douglas DC-7C и Lockheed L-188A Electra авиакомпании Braniff
Boeing 707−227 и BAC 1-11-203AE авиакомпании Braniff
DC-8-62 в однотонной ливрее лимонно-жёлтого цвета и B720-027 с голубым фюзеляжем, но белым крылом и хвостовым оперением
Модель Douglas DC-6 авиакомпании Panagraruen
Douglas DC-8-32 авиакомпании Braniff, но в ливрее в стиле Panagra
Форма стюардесс и пилотов, созданная Эмилио Пуччи
Александр Колдер и Джордж Гордонruen перед окрашенной моделью DC-8
Douglas DC-8-62 борт N1805 и Boeing 727−291 борт N408BN в ливреях Александра Колдера