Kawasaki Ki-61 Hien


Истребитель И-3 (Ласточка)[2] Сухопутных войск Императорской Японии (яп. Рикугун сансики сэнтоки/Кавасаки ки-рокуити) (Истребитель 3 Сухопутных войск (Летящая ласточка)/Ки. 61 конструкции Кавасаки) — одноместный цельнометаллический истребитель Сухопутных войск Императорской Японии Второй мировой войны. Разработан в авиационном КБ завода Кавасаки под руководством Т. Дои в 1941 г.. Принят на вооружение армейской авиации Сухопутных войск Императорской Японии в конце 1942 г. Строился средней серией в 1943-45 гг. Условное обозначение ВВС союзников Тони (Tony). Единственный истребитель Императорской Японии с двигателем Д-40 жидкостного охлаждения. Большинство поздних корпусов перестроены в И-5 путем установки более надежного Д-112 с воздушным охлаждением.

C конца 1920-х гг. КБ Кавасаки в сотрудничестве с германским авиаконструкторами Р. Фогтом и К. Дорнье занялось разработкой характерных для этого производителя лицензионных рядных двигателей жидкостного охлаждения на основе конструкции БМВ. По заказу Сухопутных войск в 1920-30-х гг. КБ Кавасаки производило опытные KDA-3 (1928 г.), Ки. 5 (1934 г.) и Ки. 28 (1936 г.) с двигателями БМВ. На вооружение были приняты разведчик Р-88 (1928 г.), бомбардировщики ЛБ-87 (1927 г.), ЛБ-93 (1933 г.), ЛБ-98 (1938 г.), истребители И-92 (1932 г.) и И-95 (1935 г.). К концу 1930-х гг. авиазавод Кавасаки был единственным, освоившим авиационные двигатели с жидкостным охлаждением. По мнению КБ, мощный двигатель жидкостного охлаждения утяжелял машину[3], но давал 20 % аэродинамического качества (и 5 % скорости)[3].

К 1940 гг. ГУ авиации Сухопутных войск столкнулось с технической проблемой совмещения боевой маневренности с тяжелым вооружением[4]. По мнению КБ Кавасаки (специалист М. Овада), с ростом мощности и защиты появилась необходимость перехода к единой машине. в условиях ведущихся авиацией Сухопутных войск интенсивных боевых действий на всех ТВД концепция 1930 гг. по разделению истребителей на легкие фронтовые и тяжелые ПВО во многом потеряла смысл [5][6]. Попытки КБ Кавасаки создать двигатель жидкостного охлаждения проявились в опытном Ки. 28 1936 г. с Д-9 (лицензионный БМВ-VI с жидкостным охлаждением). Разгонные характеристики и прочность давали машине преимущество в атаках с пикирования. Один из испытателей (майор Н. Кимура) отмечал Ки. 28, как наиболее яркую машину 1936 г.[7], зотя она и проиграла Ки. 27 КБ Накадзима. Это, по мнению КБ Кавасаки явилось следствием приверженности концепции легкого истребителя[8]. По мнению других специалистов, причиной отказа явилась чрезмерная сложность жидкостного Д-9 для полевых условий Маньчжурии.