Portal


Portal — компьютерная игра в жанре головоломки от первого лица[4][5], разработанная американской компанией Valve Corporation и выпущенная 10 октября 2007 года на платформах Windows и Xbox 360 в составе сборника The Orange Box. Портированная версия для приставки PlayStation 3 разрабатывалась британской студией EA UK и была выпущена 11 декабря 2007 года[6].

Игра распространяется в составе сборника The Orange Box как на DVD- или BD-носителях, так и через систему цифровой дистрибуции Steam. Мировым издателем коробочной версии сборника является корпорация Electronic Arts. На территории России и стран СНГ Portal распространяется компанией «Бука» в двух комплектациях: в составе The Orange Box[7] и в качестве независимого программного продукта[8].

События игры разворачиваются во вселенной Half-Life, в Лаборатории исследования природы порталов (Aperture Science). Игрок выступает в роли девушки по имени Челл, которая проходит испытания внутри этой Лаборатории. Игровой процесс основан на решении головоломок при помощи переносного устройства, позволяющего создавать на плоских поверхностях «порталы» — два связанных разрыва материи, через которые можно мгновенно перемещаться в пространстве самому или переносить предметы[9].

Portal была высоко оценена критиками и получила множество наград, включая ряд титулов «Игра года 2007»[10][11]. Вокруг сюжета игры и его причастности к событиям в играх серии Half-Life ведутся различные обсуждения на форумах, а герои игры и элементы геймдизайна стали популярным интернет-мемом[12][13].

Игровой процесс Portal вращается вокруг переносного устройства создания порталов — вымышленного устройства, которое позволяет создавать два портала. Порталы ограничены плоскими поверхностями. В одно и то же время могут быть открыты только два портала, различающиеся по цвету — голубой и оранжевый. При открытии нового портала ранее открытый портал того же цвета закрывается. Кроме этого, порталы одного цвета могут открываться поверх друг друга, в то время как «противоположный» по цвету портал должен быть открыт в стороне. Тело, проходящее через порталы, сохраняет свою кинетическую энергию: величина и направление вектора скорости тела относительно плоскости порталов не изменяются. Это часто используется при решении головоломок, когда порталы необходимо открывать так, чтобы перед входом в один портал игрок набирал кинетическую энергию, а после выхода из другого тратил её на преодоление препятствия.

Сквозь портальный проход нельзя открывать иные порталы, однако через него могут проходить игрок и предметы. В устройство создания порталов также встроен упрощённый вид манипулятора энергетического поля нулевого уровня из игры Half-Life 2, который позволяет поднимать предметы и перемещать их в пространстве в непосредственной близости от себя. Также игрок может передвигаться на корточках и подпрыгивать, но эти способности в большинстве случаев не используются — многие препятствия можно и необходимо преодолевать с помощью порталов.