Pulp-журналы


Pulp-журналы (англ. pulp magazines; варианты перевода: «макулатурные журналы», «журнальное чтиво», «бульварные журналы», «журналы-дешёвки» и так далее) — разговорное название категории издававшихся в конце XIX — первой половине XX века в США дешёвых массовых журналов (как правило, литературных), в которых публиковались сенсационные, скандальные и сентиментальные материалы и рассказы[1][2][3].

Название «pulp-журналы» происходит от термина «pulp», которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной газетной бумаги, способной держать типографскую краску[4][2][5].

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк Манси. Манси преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых, ради экономии стал печатать его на низкокачественной бумаге и продавать по 10 центов за экземпляр. Снижение цены расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь, привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк Манси создал тип периодического литературного издания, ориентированного на массового читателя. В журналах такого типа публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы»[источник не указан 2199 дней], вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов: «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.