Rolls-Royce (бронеавтомобиль)


Разработан в 1914 году фирмой Rolls-Royce с использованием базы легендарного легкового автомобиля Rolls-Royce 40/50 «Silver Ghost»[1]. В период с 1914 по 1918 год выпущено 120 экземпляров бронеавтомобиля. Широко применялся Британской армией в боях Первой мировой войны. По окончании войны подвергся ряду модернизаций и оставался на вооружении Британской армии до 1944 года, приняв участие в боях начального периода Второй мировой войны и являясь, таким образом, «долгожителем» в ряду бронеавтомобилей, разработанных в период Первой мировой войны. Помимо Великобритании, бронеавтомобили «Rolls-Royce» состояли на вооружении армий Ирландии и Польши. Ряд экспертов склонны считать «Rolls-Royce» наиболее удачным британским бронеавтомобилем периода Первой мировой войны[2].

С началом Первой мировой войны прежде вялотекущие процессы автомобилизации армий воюющих государств резко активизировались. Правда, на начальной стадии вооружённого конфликта о бронемашинах речи не было, и автомобили использовались главным образом в качестве транспорта в тыловых перевозках. В августе 1914 года лейтенант бельгийской армии Шарль Анкар, занимавший должность офицера для особых поручений при Генеральном штабе армии, решил использовать свой весьма недешёвый личный автомобиль «Minerva» для разведки и связи. Однако, дабы не подвергать себя опасности, он приказал забронировать свой автомобиль. Вскоре бронеавтомобиль заметили в штабе, и ещё через месяц в мастерских Кокериля в Обокене было забронировано несколько «Минерв», которые отправились на фронт.

В первых же боях «Минервы», использовавшиеся силами Антанты на Западном фронте, зарекомендовали себя весьма недурно. В немалой степени этому способствовал маневренный характер боевых действий начального периода войны. Удачные действия бельгийских бронеавтомобилей вызвали неподдельный интерес британских военных, и уже в сентябре 1914 года авиационная служба Королевских ВМС (англ. Royal Navy Air Service, RNAS), структурно подчинённая Британскому Адмиралтейству, озаботилась созданием аналогичных боевых машин.

Надо сказать, что кое-какие бронеавтомобили у Британской армии к тому моменту уже были. Ещё в августе 1914 года командир одного из звеньев RNAS Чарльз Р. Сэмсон вооружил несколько автомобилей пулемётами «Максим» для борьбы с авиацией немцев. Впоследствии после ряда операций (в ходе одной из которых Сэмсон получил по челюсти бутылкой имбирного пива, брошенной в его машину горожанином и разбившей ветровое стекло), эти машины получили импровизированную броню из 6-мм котлового железа. Однако тут собственные средства у Сэмсона закончились, и он направил в Адмиралтейство запрос на постройку ещё нескольких машин, чтобы обеспечить надёжность ПВО в секторе города Дюнкерк. Адмиралтейство в ответ пообещало предоставить порядка 50 бронемашин, которые постепенно, по мере сборки, отправлялись на континент.