Вениг, Богдан Богданович


Богда́н Богда́нович Ве́ниг (Иоганн Готлиб Вениг[комм. 1], нем. Johann Gottlieb Wenig; 18 [30] июля 1837, Ревель — 1 [13] мая 1872, Санкт-Петербург[4]) — остзейский[5] и русский[6] живописец, мастер исторической картины и портретист, представитель позднеакадемической школы; младший брат Карла Венига, ученик Фёдора Бруни. Участник «бунта четырнадцати» (в 1863), один из членов-учредителей Петербургской артели художников (с 1863).

Богдан Богданович Вениг родился в семье учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви Святого Николая в Ревеле Готлиба Фридриха Венига. Мать будущего живописца Агата Эмилия Фаберже — тётка ювелира Карла Фаберже[7].

После переезда в 1848 году семьи в Санкт-Петербург, где отец состоял при Дирекции императорских театров, в 1851 году[8] поступает учиться в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи ректора Академии по живописи и ваянию, профессора Ф. А. Бруни.

Во время учебы в Академии считался выдающимся рисовальщиком[9]. За успехи в рисовании трижды награждался малой серебряной медалью (1854, 1856, 1857) и дважды — большой серебряной (1856 и 1857); в 1860 году получил малую золотую медаль за программу «Сцена из Олимпийских игр. Борьба», а в 1862-м — первую академическую премию суммой в 100 рублей за эскиз «Лобзание Иуды»[10]. В 1857–1858 годах участвовал в деятельности недолго просуществовавшего «Художнического общества» при Академии художеств[11][12].

В ноябре 1863 года Вениг в числе четырнадцати академистов во главе с Иваном Крамским, отказавшись от участия в конкурсе на большую золотую медаль, покинул Академию художеств и вступил в Санкт-Петербургскую артель художников[13][14].

С 1865 года вместе с Крамским и Н. А. Кошелевым работал над росписью главного купола Храма Христа Спасителя в Москве по картонам Крамского и А. Т. Маркова[15][16].