Вениг, Карл Богданович


Ка́рл Богда́нович Ве́ниг, Венинг[2] (нем. Karl Gottlieb Wenig; 14 [26] февраля 1830, Ревель — 24 января [6 февраля1908, Санкт-Петербург) — остзейский и русский живописец, мастер исторической картины и церковный декоратор, видный представитель петербургского академизма пореформенной эпохи; старший брат Богдана Венига и отец Павла Венига, ученик Фёдора Бруни, также ассоциируемый со школой Карла Брюллова[3]. Академик (с 1860) и профессор (с 1862) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1888)[2].

Родился в 1830 году в Ревеле, художественное образование получил в Императорской Академии художеств, где с 1844 года по 1853 год был учеником Ф. А. Бруни и получил, кроме большой и малой серебряных медалей, малую золотую в 1852 году, за программу «Агарь в пустыне», и в 1853 году — большую золотую медаль за программу «Эсфирь перед Артаксерксом» (принадлежала Академии художеств)[4].

Отправившись за границу пенсионером Академии на шесть лет, он поселился в Риме и изучал живопись Высокого Возрождения. Здесь он подпадает под влияние И. Ф. Овербека.

В Риме написана им бывшая на академической выставке в 1860 году картина «Положение во гроб», доставившая ему в том же году звание академика и в 1870 году художником принесённая в дар Академии.

В 1862 году Академия признала его профессором исторической живописи за картину «Два ангела возвещают гибель городу Содому» (находилась в Румянцевском музее в Москве, после революции — в Третьяковской галерее, с 1950 года в музее Академии художеств в Петербурге)[5].

В том же году ему было поручено преподавать рисование в классах академии, а в 1869 году его назначили адъюнкт-профессором, в 1876 году — штатным профессором второй степени по живописи и в 1888 году — штатным профессором первой степени; в 1894 году, в связи с реформой Академии художеств, вышел в отставку.