Политковский, Владимир Михайлович


Владимир Михайлович Политковский (25 марта (6 апреля1892 года, Маматовка, Саратовская губерния9 марта 1984 года, Москва) — советский оперный певец, музыкальный педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934)[1][2].

Родился в селе Маматовка Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне — село Белгаза Аткарского района Саратовской области[3]) в семье сельского священника. Отцом при церкви был создан хор, в котором с семи лет пел и Владимир. После переезда семьи в Царицын он продолжил петь в хоре гимназии, а когда в город с гастролями приехал тенор А. А. Серебряков, в 1908 году[1] стал брать у него уроки вокала, сольфеджио и теории музыки[4].

По окончании царицынской гимназии в 1910 году, два года отучился на юридическом факультете Московского университета[1], но затем поступил в Московскую консерваторию в класс Умберто Мазетти, получив, по настоянию М. М. Ипполитова-Иванова, стипендию. В старших классах занимался у М. Полли. В 1917 году в Нижнем Новгороде состоялся оперный дебют певца в роли Евгения Онегина из одноимённой оперы П. И. Чайковского, а в 1918 году завершилось его консерваторское обучение[4].

Профессиональная карьера Политковского началась в Театре-студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского, но уже в 1920 году его приглашают в Большой театр, с которым будет связано всё его дальнейшее творчество. Он поёт лирические и драматические баритональные партии в таких операх как «Князь Игорь» (Игорь Святославич), «Пиковая дама» (Томский), «Дубровский» (Троекуров), «Евгений Онегин» (Онегин), «Царская невеста» (Грязной), «Хованщина» (Шакловитый), «Снегурочка» (Мизгирь), «Демон» (Демон), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Федор Поярок), «Кармен» (Эскамильо), «Риголетто» (Риголетто), «Отелло» (Яго), «Травиата» (Жермон), «Тоска» (Скарпиа), «Саломея» (Иоканаан), «Гугеноты» (Невер). Пел также и басовые партии в операх «Борис Годунов» (Годунов), «Фауст» (Мефистофель), «Князь Игорь» (Владимир Ярославич)[1][2][4]. На становление солиста большое влияние оказали дирижёры У. И. Авранек, В. И. Сук, Н. С. Голованов, режиссёры И. М. Лапицкий, В. А. Лосский[1].

Помимо оперной сцены Политковский выступал на концертных площадках, в том числе исполнял партии баритона в симфонической поэме «Колокола» Сергея Рахманинова, оратории «Самсон» Георга Генделя, драматической легенде «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза[1]. Много гастролировал по стране, в 1930-е вместе с театром побывал на Дальнем Востоке. Ближе к концу карьеры много пел на Всесоюзном радио[4].

Творчество Политковского характеризовалось глубоким проникновением в роль и созданием на сцене яркого образа[1]. Ему удавались как классические роли, так и роли в спектакля современных советских композиторов и режиссёров[4].